С 24 сентября в России вступают в силу правила учёта беспилотных гражданских воздушных судов с массой от 250 грамм до 30 килограммов. Волгоградским владельцам квадрокоптеров придётся пройти перерегистрацию, которая пока недоступна. О новых требованиях властей — читайте в материале V1.RU.
Федеральный закон, регламентирующий полёты квадрокоптеров, появился ещё два года назад, но правила учёта беспилотных гражданских судов были приняты только 25 мая этого года и вступают в силу спустя 120 дней — то есть с 24 сентября.
Если вы собрались покупать квадрокоптер или уже имеете технику, то следует выполнить все требования Росавиации, дабы не нарваться на крупные штрафы
Учёт беспилотных воздушных судов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. Для постановки коптера на учет его владелец должен предоставить в Росавиацию заявление вместе с его фотографиями. Сделать это необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза беспилотника из-за рубежа. В заявлении должны быть указаны следующие данные:
тип беспилотного воздушного судна: его наименование, присвоенное изготовителем;
при наличии серийный идентификационный номер;
количество установленных двигателей и их вид: электродвигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания и т. д.;
максимальная взлётная масса;
информация об изготовителе.
Если вы сами сделали беспилотник, то до начала полётов также обязаны с указанием Ф. И. О., номера телефона и адреса электронной почты подать заявление в Росавиацию.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при постановке коптеров на учёт необходимо указывать своё полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и адрес. Физическим лицам достаточно отправить в Росавиацию Ф. И. О., паспортные данные с адресом места регистрации, страховой номер индивидуального лицевого счета.
Если вы хотите зарегистрировать несколько беспилотников одного типа, то достаточно одного заявления с перечислением в нём серийных номеров каждого беспилотного воздушного судна.
В случае желания поставить на учёт беспилотники разных типов, на каждый придётся готовить отдельное заявление.
Отправить заявление можно по почте или в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или на портал учёта беспилотных воздушных судов. Но для электронного заявления необходимо иметь электронную подпись.
В заявлении могут и отказать, если владелец беспилотника не предоставил все данные или указал неверные. Рассматриваются заявления в течение 10 дней, после чего заявителям направляется уведомление о регистрации.
При смене владельца коптера, его потере или хищении необходимо писать новое заявление в Росавиацию с учётным номером беспилотного воздушного судна, данных о новом владельце и причинах смены хозяина или с указанием факта хищения.
Не поставившим вовремя на учёт дроны россиянам будут выписываться штрафы: физлицам от 2000 до 5000 рублей, должностным лица 25 000–30 000 рублей, юрлицам 250 000–300 000 рублей. Последним также грозит приостановка деятельности на 90 суток.
Введение порядка регистрации не отменяет соблюдения правил на осуществление полётов. Сейчас нужно подавать заявление на получение разрешения от ФСБ. Спецслужбам необходимо предоставить аналогичное заявление, как и в Росавиацию, но подождать с ответом придётся подольше. Кроме этого, вас могут пригласить для осмотра дрона. Но плюс в том, что по итогам вы получите разрешение не на разовые полёты, а на длительный срок.
— Согласовывать полёты можно в Росавиации в Ростове-на-Дону или в администрации Волгограда, — говорит владелец квадрокоптера, гражданский активист Алексей Ульянов. — Обычно в мэрии согласовывают полёты в течение нескольких часов.
По словам волгоградских владельцев квадрокоптеров подавать заявки по новым требованиям пока рано.
— Я обращался в агентство по регистрации, но там мне пояснили, что ещё не подготовлена сама форма заявки государственного образца, — пояснил Алексей Ульянов. — Посоветовали пока не отправлять заявление, а подождать утверждения официального бланка. Иначе придётся делать двойную работу.
Общественник считает, что введение правил постановки на учёт — уже давно необходимая мера.
— Коптеры — сложные аппараты, и умеют пользоваться ими далеко не все, — говорит Алексей Ульянов. — По статистике, только 60% покупаемых беспилотников по-настоящему используются, поскольку нужно учиться управлять ими, и многие от них отказываются, когда те разбиваются. Новые правила нужны, поскольку необходимо регулировать полёты. На высоте свыше 150 метров летать уже опасно, поскольку там осуществляет полёты малая авиация. До сих пор законодательство о дронах до конца не отрегулировано.
Другой владелец квадрокоптера Павел Мирошкин считает, что следует вообще отменить разрешения на полёты на высоте до 150 метров.
— Подобная поправка уже находится на рассмотрении в Госдуме, что существенно облегчит жизнь владельцам коптеров, — считает Павел Мирошкин. — И так действует ограничение использования коптеров над спецобъектами — стадионами, аэропортами, военными объектами. Правила учёта беспилотников ввели, но главную проблему они не решили.
О маршруте и предстоящей съёмке необходимо уведомлять Росавиацию за пять дней.
— Подобные сроки не всегда удобны, — отметил Павел Мирошкин. — Например, если случился большой пожар или какое-то другое ЧП, то снять его при действующих правилах просто невозможно. В конце концов, всё равно приходится за несколько часов сообщать диспетчеру о времени старта и посадки коптера. Пятидневный срок уведомления о полётах я считаю излишним.