Три кареты скорой помощи, приписанные к подстанции № 5 Кировского района Волгограда, переоборудованы для перевозки пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. V1.RU побывал на этой подстанции, посмотрел, в чем разница между обычной каретой скорой помощи и специально подготовленной, а также узнал, когда врачи выезжают на вызов в одноразовом противочумном костюме, а когда используется многоразовый.
— Нам очень помогла подготовка к ЧМ по футболу-2018, — рассказывает заместитель главного врача по оперативной работе волгоградской скорой помощи Денис Козлов. — Мы тогда готовились к тому, что в город могут завезти опасное инфекционное заболевание.
Сейчас же на подстанции № 5 в Кировском районе мы сосредоточили три автомобиля, специально подготовленных для перевозки больных с подозрением на инфекцию.
Пятая подстанция была выбрана не случайно в первую очередь в силу удобного расположения. Вторым немаловажным фактором стала близость к базовой инфекционной больнице, где лечат больных с коронавирусом. Пока на весь город работают три машины, но в случае ухудшения эпидемиологической обстановки «в бой» пойдут еще восемь карет — по одной на каждой из подстанций Волгограда, плюс по машине в Волжском, Михайловке и Камышине.
— Когда диспетчеру поступает вызов, он четко опрашивает пациента по заранее разработанному алгоритму, в том числе выясняет, был ли человек за границей и в какой стране, — продолжает Денис Козлов. — Изначально мы не знаем, коронавирус ли у пациента или же другое заболевание. Поэтому при получении вызова бригада сразу же надевает одноразовый противочумный костюм, на адресе уточняется информация, и если у человека подозревают коронавирус, то принимается решение о его госпитализации, идет доклад в оперативный отдел и на подстанцию. Обязательно оповещается и стационар. Там больного сдают врачам, бригада и машина проходят дезинфекцию, затем возвращаются на базу.
Итак, чем отличается скорая для пациентов с коронавирусом от обычной линейной машины с красным крестом на бортах? Снаружи — ничем. Обычная скорая помощь. Внутри тоже изменений не очень много. Основное — это то, что все панели в «рабочей» части машины герметично затянуты пленкой. Да, это вызывает некоторые неудобства для врача и пациента, потому что в отсек для пациента можно попасть только через заднюю дверь. Зато очень экономится время на санитарную обработку машины. Пленку достаточно просто обработать антисептиком, и это гораздо быстрее, чем протирать каждую полочку и каждый провод медицинской аппаратуры, которой оснащена линейная бригада.
— Для обработки машин используются очень серьезные антисептики, — рассказывает Денис Козлов. — В герметичном салоне достаточно 20 минут, чтобы погибли все патогенные микроорганизмы. Так что волгоградцы могут быть спокойны — все кареты обрабатываются так, как положено.
Для оказания первой помощи пациенту у врача или фельдшера бригады есть переносная сумка. Там — лекарства, шприцы… Проще говоря, все, что может понадобиться для первичной терапии. Если же нужна «тяжелая артиллерия» в виде реанимобиля — то пять имеющихся машин готовы прийти на помощь по первому зову. Правда, здесь уже с пациентом будут работать немного по-другому — его эвакуируют в специальном индивидуальном транспортно-инфекционном боксе. Он полностью изолирует пациента, при этом не ограничивая объем оказания медицинской помощи. Для таких случаев, когда потребуется спецбокс, на пятой подстанции есть отдельная бригада, в состав которой входят два крепких санитара.
Еще одна особенность этого бокса — он совместим со всеми видами медицинского транспорта, даже с вертолетом. Но, к счастью, применять его медикам пока не приходилось.
Сам бокс представляет собой герметичную капсулу с оборудованием для подачи воздуха и фильтрами, не выпускающими возбудителей опасных заболеваний наружу. Для работы с пациентом предусмотрены несколько окон и две пары «рук» для проведения всех необходимых манипуляций. Человека, помещенного в бокс, также можно подключить к аппарату искусственной вентиляции легких, снять кардиограмму или же ввести необходимые препараты. Для этого внизу, вдоль бокса, сделано несколько защищенных портов.
— Получили вызов и первым делом идем одеваться, — рассказывает фельдшер подстанции скорой помощи № 5 Екатерина Матросова. — Если едем в квартиру, то надеваем одноразовый противочумный костюм, если предстоит транспортировка из стационара в другую больницу, используем костюм многоразовый.
Непосвященному человеку разобраться в том, как правильно надеть противочумный костюм, достаточно сложно. Слишком там много деталей. Сначала одевается комбинезон, затем нарукавники, перчатки, бахилы, защитные очки, шапочка. Сверху — в обязательном порядке — халат и фартук. После того, как пациент сдан в стационар, сначала обрабатывается салон машины, затем идут разоблачаться и врачи. Это тоже целая процедура с обязательной и неоднократной обработкой антисептиками. Снятый костюм упаковывается в герметичный пакет и утилизируется, бригада принимает душ и только после этого уже на «чистой» машине возвращается на подстанцию. Ждать следующего вызова.