Давно сменившая Волгоград на Москву журналистка Ольга Кулакова 25 июня поделилась впечатлениями о мерах борьбы с коронавирусом в международном аэропорту Волгограда и столичном аэропорту Внуково.
— На прошлой неделе я была вынуждена привезти к родителям детей из Москвы в Волгоград, — рассказала корреспонденту V1.RU Ольга Кулакова. — Летела в обе стороны «Победой». До вылета в Волгоград в столице повсюду говорили об усиленных мерах в аэропортах: измерении температуры, социальной дистанции, средствах индивидуальной защиты. Я приехала с бешеным запасом времени и потом долго мариновалась во Внуково, и никто у меня ничего не проверял. Абсолютно. Люди все сидели в ожидании, работали торговые точки с едой, которую продают через пластиковые окошки. Пассажиры стоят в очередях. На весь второй этаж зала ожидания не было ни одной урны. Те же средства защиты, которые нужно менять каждые 2–3 часа, просто не найдёшь куда выбросить.
Волгоградка отметила возросшую активность таксистов.
— На выходе из московского аэропорта всех одолевают таксисты. Мне кажется, их столько до пандемии не было, — делится впечатлениями Ольга. — Видимо, умирают с голода. Мне кажется, в силах аэропорта контролировать все эти моменты и защищать людей от возможного заражения. В аэропорту Волгограда и московском Внуково сотрудники ходят в масках, а некоторые и в перчатках. Но у большинства из них высунуты носы, что сводит практически на нет ношение масок. Нет санитайзеров и контроля за соблюдением социальной дистанции. Хотя все мы понимаем, что было бы профанацией максимально стремиться к этому, поскольку лететь приходится всем вместе.
Журналист удивилась и другим моментам.
— В Москве из аэровокзала до самолёта мы шли пешком, а когда улетали, то людей везли на автобусе, куда набивали их, как селёдки в банку, при том что идти до терминала всего 100 метров, а сама езда на автобусе заняла меньше трёх минут, — говорит Ольга. — Получается, что людей долго держали в автобусе, чтобы они как следует друг на друга подышали. Зачем это делать? Безопаснее было бы всех проводить пешком к трапу. А вообще в аэропортах я слышала только робкие объявления сотрудников, что внутрь без масок не пускают. По факту, никто никого не проверяет.
Ранее все прилетающие — что в Волгоград, что в Москву — должны были уходить на двухнедельный карантин.
— У всех прилетающих в аэропортах собирают подписки, а что с ними делают — не совсем понятно. Они составлены в виде ксерокопии предупреждения санитарного врача. Половина текста нечитабельна, — отметила Ольга Кулакова. — В обтекаемой формулировке предписывается садиться на 14-дневную самоизоляцию на дому прибывающим из регионов, где есть случаи COVID-19, и сообщить об этом в Роспотребнадзор. Чтобы её проконтролировали. Я написала такую подписку, но со мной никто не связывался. Когда эти бумажки вручают в аэропорту, то начинается дикое столпотворение. Все останавливаются, пытаются разобраться, что это. Друг у драга спрашивают ручки, пишут расписки на спине друг у друга. Потом их собирают. Мне никто не звонил по этому поводу.
В волгоградском аэропорту Ольга также не заметила каких-то особых карантинных мер.
— Я вылетала из волгоградского аэропорта всё той же «Победой», параллельно готовились ещё три вылета других авиакомпаний. «Кишка» маленького аэропортика была просто переполнена людьми. Одни сидели в кафе аэропорта. На табло аэропорта информация не соответствовала действительности, — вспоминает волгоградка. — Посадка на мой рейс должна была начаться в 19:15. Но на тот момент самолёт ещё не прилетел из Москвы. Об этом никого не уведомили. На табло информации не обновили. Это привело к тому, что люди, ждавшие посадки, не стали смотреть на взлётную полосу, чтобы увидеть отсутствие самолёта, а встали перед выходом на посадку и всё буквально забаррикадировали. Люди стояли друг на друге, заблокировали проход к туалетам. Пассажиры практически слиплись в колбасу и так простояли около часа. В волгоградском аэропорту работало кафе «Самолёт». Работали официантки, приносившие кофе и еду, люди сидели за столиками. Были открыты магазинчики с икрой и сувенирами, но людей там не было. Там продавцы были в масках и стояли санитайзеры.
Пассажирам посоветовали ждать.
— Мимо пробегали сотрудники аэропорта, но ответить, что с рейсом «Победы», не могли. Говорили, что ничего не знают, и советовали ждать. Удивило, что в такое непростое время не уделили внимание простой информированности. Если бы все знали, что рейс задерживается, то люди бы рассредоточились, и не было бы такого столпотворения, — говорит Ольга. — Все мы знаем, что особые меры безопасности в волгоградском аэропорту принимались и ранее. Когда летали после терактов. Да, они ведут к удлинению времени пребывания в аэропорту, но это можно и нужно делать. Напоминать людям о масках, неважно, нравится им это или нет, — это правила. Но это никого не волнует. В зале ожидания в Волгограде из 200 человек где-то процентов 5 были в масках. В перчатках были только двое. Запомнился смешной дедушка, подходивший к людям без масок и спрашиввший, почему они без средств защиты. Интересовался, может быть у них денег не хватает на них. Люди отшучивались и отходили в сторону.
В волгоградском аэропорту пояснили, что анкеты с прилетающих пассажиров собирали сотрудники Роспотребнадзора.
— Согласно постановлению губернатора, до 23 июня действовал режим самоизоляции, всем прилетающим в Волгоградскую область из эндемичных территорий пассажирам сотрудниками Роспотребнадзора выдавались анкеты и уведомления о необходимости соблюдения режима самоизоляции в течение 14 дней по месту планируемого пребывания, — сообщили в пресс-службе волгоградской аэрогавани. — Предприятия общественного питания работают в аэровокзальном комплексе в формате приготовления блюд «навынос», при получении своего заказа пассажиры обязаны соблюдать социальную дистанцию. В здании терминала в возможных местах скопления людей нанесена специальная разметка.
За масками у пассажиров также должны следить представители надзорных органов.
— Информация о задержках рейсов отображается на онлайн-табло аэропорта, как на сайте, так и на экранах в терминалах. При задержке рейса на прилет и понимании, что на вылет рейс также будет задержан, в аэропорту организовано звуковое оповещение пассажиров с указанием причины задержки. В описываемом случае — в связи с поздним прибытием самолета, — уточнили в аэропорту. — В свою очередь, согласно Федеральным авиационным правилам, авиакомпания организует для пассажиров задержанного на вылет рейса выдачу прохладительных напитков, горячего питания и размещение в гостинице, в зависимости от продолжительности задержки рейса. Что касается масочного режима, то сотрудники линейного отделения полиции на транспорте в аэропорту Волгограда и сотрудники Роспотребнадзора являются теми органами, которые имеют право запретить нахождение на территории аэропорта тем лицам, которые не соблюдают введённый в регионе режим.