Жара, накрывшая Волгоград в июле, продолжает превращать в мучения поездки горожан в общественном транспорте. Несмотря на регулярные сообщения о взрывном росте числа заболевших коронавирусом и отмену из-за этого массовых мероприятий, городские и дачные автобусы стали местом, где тысячи людей самого разного возраста ежедневно сплачиваются в одну монолитную липкую массу. Обмену теплом и возможными вирусами способствуют вдобавок еще и отключенные кондиционеры, что приводит к многочисленным обморокам и уже к одному смертельному исходу.
— Почти каждая поездка куда-то далеко в автобусах или маршрутках для меня ад, — рассказала жительница Волгограда Ирина Зайцева. — Я с начала этого лета попадала в автобус с кондиционерами раз пять, не больше. Остальные поездки проходили без них. А когда узнала про трагедию с мужчиной в автобусе, вообще стала бояться ездить в транспорте, хотя и нужно. Страшно, но ничего не сделаешь.
Водители автобусов признаются, что и сами невероятно страдают от духоты, но сделать с этим ничего не могут.
— Кондиционер нам сделали день назад, и тогда он начал работать. Хотя даже сейчас он работает слабо, не справляясь с охлаждением всего салона, — рассказывает водитель одного из муниципальных автобусов Ирина Спирина. — В кабине водителя тоже духота. Особенно жарко в маске, дышать прямо нечем, но и снимать ее нельзя. Я езжу с открытой дверью, хотя кондиционер в кабине работает. Он очень слабый: дует где-то сверху, на голову.
В начале лета всех водителей обязали пройти техническое обслуживание кондиционеров, но, по словам водителя, в автобусах они регулярно выходят из строя. Но и на волгоградской жаре при постоянно открываемых на остановках дверях и давке в салоне они просто не справляются с нагрузкой.
— Пассажиры постоянно подходят, кричат, требуют, чтобы включили кондиционер. По моему опыту, особенно много таких на 21-м маршруте, — добавила Ирина Спирина. — Даже если кондиционер работает на полную мощность, его не всегда чувствуешь. Кроме того, при его включении расход топлива увеличивается и двигатель может закипеть. Это повышенная нагрузка, и водителям приходится порой отключать кондиционер, надеясь хотя бы до конечной доехать. Автобусы старые, поэтому закипают часто.
Водитель признаётся: из-за высоких температур в раскаленном и наполненном пассажирами салоне люди нередко падают в обморок, не успев доехать до своей остановки. Медики, в свою очередь, считают, что главными причинами для таких обмороков в июле остаются жара и недостаток свежего воздуха. Человеческий мозг испытывает кислородное голодание, что и приводит к потере сознания.
— Риск ухудшения самочувствия в жару присутствует у лиц с неврологическими и кардиологическими заболеваниями, — рассказывает врач, бывший сотрудник подстанции № 6 ГБУЗ «КССМП» Михаил Николаев. — Такой же риск есть у тех, кто ранее плохо переносил жару и душные помещения. Причиной обморока может быть не только тепловой удар. Сторонний человек, не имеющий соответствующей подготовки и оснащения под рукой, не в состоянии отдифференцировать один тип обморока от другого.
Врач советует избегать появления на жаре, а если это невозможно, то, как минимум, минимизировать свое нахождение под прямыми солнечными лучами и в местах, где жарко и душно, в том числе и в набитых до отказа волгоградских автобусах. При этом он просит помнить, что специфической помощи в транспорте упавшему в обморок человеку никто не сможет оказать просто потому, что для адекватного лечения нужен диагноз. А для того чтобы этот диагноз поставить, нужен специалист.
— Окружающие могут совершить ряд действий, чтобы помочь человеку, а не навредить ему ещё больше, — объясняет Михаил Николаев. — Нужно переместить пациента в место, где нет прямых солнечных лучей, но есть достаточное количество свежего воздуха. Упавшего в обморок необходимо уложить на бок, то есть придать так называемое устойчивое боковое положение. Это особенно актуально, если человек находится без сознания, и необходимо предотвратить аспирацию рвотных масс, если вдруг начнется рвота. Расстегнуть воротник, по возможности ноги поднять немного выше головы. Не задирать их к небу, а именно сделать чуть выше. Сообщить водителю о том, что человеку плохо. Одно из самых важных правил: не давать пациенту никаких лекарств до приезда скорой. Это очень опасно и может только ухудшить ситуацию. По моему личному опыту, около 90% таких обмороков в транспорте в жару лечатся обеспечением горизонтального положения тела и достаточным притоком свежего воздуха.
При этом в общественном транспорте действует особый регламент, по которому водитель или кондуктор обязаны вызвать бригаду скорой помощи в случае, если человеку стало плохо и привести его в сознание не удается.
В администрации Волгограда, в свою очередь, напоминают: если по какой-то причине водитель игнорирует просьбу о включении или выключении кондиционера, то волгоградцы могут сообщить об этом по телефону горячей линии по транспорту 23-31-60, указав номер маршрута и время поездки, или непосредственно в транспортное предприятие, обслуживающее данный маршрут.