Воспользовавшийся машиной каршеринга волгоградец Сергей Плотников лишился семи тысяч рублей после того, как отвез жену с ребенком к бабушке. Поводом к этому стало испачканное сандалиями девочки заднее сиденье, которое пришлось отчищать при помощи химчистки.
— Каршерингом «Би-Би.Кар» я пользовался почти два года, — рассказал мужчина. — Всего я совершил 46 поездок и за рулем провел почти 20 часов. Но недавно получил от них списание с привязанной к приложению карты семи тысяч рублей. Начал разбираться, в чём причина.
Выяснилось, что с мужчины списали деньги за полную химчистку салона после поездки, совершенную примерно неделю назад.
— В это время я действительно брал оранжевый Volkswagen Polo, — продолжает мужчина. — Отвез жену с ребенком к бабушке, и благополучно забыл про эту поездку. Езжу ведь не первый раз, знаю, что в салоне стоят камеры. Поэтому и ремень всегда пристегнут, и скоростной режим я не нарушаю. Когда с карты списались деньги, начал выяснять, за что. Оказалось, что это — стоимость чистки заднего сиденья от пыльного отпечатков детской ножки. Даже фото прислали. Звоню в «Би-Би.Кар». Там мне объясняют, что я нарушил пункт договора, поэтому с меня списали штраф. Правда, объяснить, почему это сделала организация, оказывающая услуги в области права, а не химчистки салонов автомобиля, не смогли.
Впрочем, судя по предоставленной фотографии, на заднем сидении отпечатался далеко не один случайный отпечаток подошвы детского сандалика. Отпечатков видно достаточно много, и они сливаются в одно, большое пыльно-грязное пятно.
По словам мужчины, счет ему выставил индивидуальный предприниматель Сергей Долинский. По данным из открытых источников, ИП Сергей Долинский занимается арендой и лизингом легковых автомобилей, проводит техническое обслуживание и ремонт автомобилей. У мужчины действует 13 договоров лизинга автотранспортных средств, а в Центральном районном суде его фамилия встречается в качестве третьего лица по искам каршеринга «Би.Би-Кар» к пользователям сервиса аренды машин.
— После списания денег каршеринг от меня отстал, — продолжает мужчина. — Но и другие карты на всякий случай, я заблокировал. Ради интереса позвонил другу в Москву. Даже там клининг салона не стоит 7 тысяч рублей.
В договоре, что подписывал Сергей Плотников, действительно имеется пункт, на который ссылается каршеринг. Он гласит, что пользователь обязан возместить расходы, связанные с химчисткой или уборкой салона. Несколькими пунктами выше — оговорка, что штраф взимается только в случае повреждения элементов автомобиля, в том числе салона. Про пыльные отпечатки, на которых настаивает мужчина, в договоре нет ни слова.
На «горячей линии» каршеринга оператор заявила, что ничем не может помочь, уточнив, что единственным способом получить комментарий от представителей компании является письменный запрос в службу безопасности. Официальный редакционный запрос отправлен, на момент публикации ответа получено не было.
По данным в открытых источниках каршерингом «Би-би.Кар» владеет Галина Власова. У женщины 100% доли капитала в сумме 30 тысяч рублей. Она же выступала в роли учредителей ООО «БК Провинция» и ООО «СП Брокер Провинция», зарегистрированных в Ростове-на-Дону. Основным видом деятельности обеих компаний является деятельность страховых агентов и брокеров. По итогам 2021 года компания показала выручку в 146,1 млн руб, при чистой прибыли 24,9 млн руб. При этом, по данным из открытых источников, компания за год не заплатила ни рубля транспортного налога.
С тряпичным салоном — просто беда
Индивидуальный предприниматель Сергей Долинский в телефонном разговоре с редакцией V1.RU сначала заявил, что понятия не имеет, о чём речь и какой счет:
— Мои машины по данным счетам все сданы в аренду, и думаю, этот вопрос не ко мне, — заявил мужчина, однако после вопроса о том, как он мог выставить счет, попросил прислать документы и пообещал на всё ответить.
Позже Сергей Долинский перезвонил и озвучил свою версию произошедшего:
— Акт я отправил в «Би-би.Кар», — заявил предприниматель. — Если вы хотите разобраться, обратитесь к ним, они пришлют вам полный фото и видео отчет. У меня, по крайней мере, вообще вопросов не возникло. Я этого не делаю своими руками, это делают сотрудники. Я дозвонился до руководителя, посмотрели, подняли... Мне оправдываться не за что. А тому, кто обратился с этой проблемой, должно быть стыдно. Ну, мне было бы точно. Потому что, то, что я увидел, в каком состоянии был салон, сколько раз его приходилось перечищать... Если бы он был кожаный или из кожзама — было бы проще. С тряпочными — беда. На этом буду считать, что чем мог, тем вам помог.
Бежать в банк — и как можно быстрее
Адвокат Эдгар Кармазиновский считает — первое, что должен сделать мужчина, обратиться в банк с заявлением о возврате незаконно списанных средств.
— Безакцептное списание средств в данном случае незаконно, — считает адвокат. — Поэтому первым делом нужно обратиться в банк любым доступным способом, заявить о незаконном списании и потребовать возврата денежных средств. А уже потом ждать, подаст ли компания в суд. Но и в досудебном порядке и в суде можно и нужно требовать от компании экспертизу и лично присутствовать на ней, чтобы выяснить, было ли причинено загрязнением какое-либо повреждение сиденью, а заодно и выяснить сумму, которая потребуется на ее устранение. Как правило, после этого весь запал каршеринга сходит на нет, и в суд они не обращаются, если у них реально нет оснований.
Как вы считаете, кто в данном случае прав?