Город Сталинградский бронекатер БК-31 Напротив центра Волгограда поднимут погибший ровно 75 лет назад бронекатер

Напротив центра Волгограда поднимут погибший ровно 75 лет назад бронекатер

Затонувший 9 октября 1942 года БК-31 отреставрируют и установят на Мамаевом кургане.

Подводные пловцы изучают орудие погибшего бронекатера

В Волгограде готовятся к началу подъема бронекатера, найденного подводными пловцами в Куропатке напротив центра города. Историки установили, что затопленный корабль — это бронекатер БК-31, погибший ровно 75 лет назад — 9 октября 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан, которому было всего 23 года.

Напомним, любители подводного плавания наткнулись на затопленный напротив центра Волгограда бронекатер еще летом прошлого года. Полузанесенный песком и илом бронекатер лежал на относительно небольшой глубине и, судя по повреждениям, был расстрелян и затонул во время Сталинградской битвы.

Находкой пловцов заинтересовались в музее-заповеднике «Сталинградская битва» и компании, занимающейся подъемом затонувших судов в Волге и прилегающих затонах. Удалось выяснить и судьбу пролежавшего 75 лет на дне Волги корабля и его героического экипажа.

Лежащий на дне бронекатер случайно нашли волгоградские водолазы

Как рассказал V1.ru историк речного флота, найденный пловцами бронекатер — это БК-31, погибший от огня немецкой артиллерии в разгар самых ожесточенных боев за центр Сталинграда осенью 1942 года и «родной брат» установленного на нижней террасе центральной набережной корабля-памятника БК-13.

— Уходящее теплое бабье лето осени 1942 года дополнялось красно-желтыми красками и жаркими протуберанцами горящего Сталинграда. Немцы освоились в самом центре города, прорвавшись к Волге, получив возможность обстреливать прямой наводкой сталинградские переправы, — рассказывает V1.ru о событиях осени 75-летней давности историк. — Маленькие боевые корабли Волжской военной флотилии не могли представлять серьезной угрозы для фашистских захватчиков. Напротив. И днем, и ночью в свете осветительных снарядов и бомб они являлись легкими целями для матерых, опытных немецких артиллеристов.

Вражеский снаряд попал в кормовую часть корабля

Бронекатер №31 попадал в сектор обстрела немецкой артиллерии в обоих случаях — выходил он на траверз набережной из Сталинградского затона или из-за прикрытия лесистого Голодного острова.

— В 1942 году, как и в наши дни, вход в воложку Куропатку был довольно узким, и совершать маневры уклонения было попросту негде, — говорит историк речного флота. – Немецкий снаряд, судя по лопнувшему металлу над машинным отделением, взорвался где-то в районе кормы. Броневой пояс борта, толщиной 6–8 мм, оказался разорван, и внутрь корпуса хлынула волжская вода. Стрелок главного калибра развернул башню вправо до упора. Похоже, что бронекатер вёл огонь по неприятелю или готовился к нему, выполняя боевую задачу до самой последней секунды.

75 лет назад экипаж до последней секунды старался вести огонь по врагу

По словам специалиста, исследователям удалось установить точную дату гибели судна и имя его командира — 23-летнего саратовца Павла Никитина. Вместе с ним были убиты старшины Колегов и Аникеенко и краснофлотец Черных. Ранено было пять человек. В обнаруженных документах указано, что БК-31 получил пробоины в районе кормы, рубки и машинного отделения. Он сел на отмели острова Голодного, и из-за сильного обстрела не было возможности его снять.

23-летний капитан бронекатера погиб вместе с кораблем

Постепенно погибший бронекатер затянуло в песок отмели. После войны, когда по всей Волге поднимали затонувшие суда, найти его под слоем песка не удалось. Всё это время БК-31 пролежал на отмели между Волгоградом и Краснослободском, в верхней части острова Голодного, где в 70-е годы был пляж. Только сейчас, когда образовалась разделившая отмель на две части протока, на него наткнулись водолазы. Но даже сейчас песка в нем настолько много, что даже рубка рулевого засыпана им под самый потолок.

Первоначально историки считали, что затонувший бронекатер относится к проекту 1125 – такому же, как БК-13, установленный у подножия музея-панорамы «Сталинградская битва». Примечательно, что бронекатера имеют «зеркальные» номера.

— Но нас смущает то, что в списках потерь личного состава Волжской военной флотилии под номером 31 указан бронекатер проекта С-40. Такие корабли оснащались двумя двигателями по 500 лошадиных сил, что даёт в сумме 1000, — размышляет историк речного флота. — Корабли этого проекта предназначались для реки Аму-Дарья, хотя после были очень востребованы как раз в европейской части СССР. В отличие от катеров проекта 1125 они были двухвинтовыми. Но в документах по судоподъёму за вторую половину 1940-х годов указано, что двигатель погибшего БК-31 имел 1200 лошадиных сил. Это позволяет предполагать, что бронекатер всё-таки относится к проекту 1125. Впрочем, внешне катера проектов 1125 и С-40 очень похожи. И в любом случае идентифицировать проект БК-31 получится лишь после проведения работ на месте его гибели.

На бронекатере были установлены две обычные танковые башни от Т-34-76

Ожидается, что работы по подъёму погибшего 75 лет назад бронекатера начнутся в середине октября и продлятся около месяца.

— По предварительным оценкам вес бронекатера вместе с песком может составлять 150 тонн — это при собственном весе БК-31 в 30 тонн. Сейчас главное — бережно его поднять, – говорит эксперт. – Работы будут проходить при помощи судоподъёмного плавкрана. Если тянуть бронекатер на тросах к берегу, как это часто делают, его можно полностью разрушить за счёт большого веса находящегося внутри песка. Поэтому плавкран спустит на дно полотенца – три узкие металлические пластины, позволяющие поднять бронекатер бережно, равномерно распределив вес на каждую стрелу грузоподъёмностью 50 тонн каждая. БК-31 поставят аккуратно на баржу и отправят для восстановления на завод в Красноармейском районе Волгограда. А потом, после восстановления, его планируется установить на Мамаевом кургане.

Поднимать бронекатер будут уже в самое ближайшее время

Напомним, еще один бронекатер, БК-13, стоит на постаменте на центральной набережной Волгограда. Бывший непосредственным участником обороны Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года, он был спасен группой ветеранов речного флота от сдачи на металлолом и установлен в мае 1995 года. Узнать подробнее историю БК-13 можно в материале на V1.ru.

Фото: Петр Лукашин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления