Кому выгоден скандал с вырубкой Мемориального парка у Мамаева кургана? Почему трясёт культурные учреждения Волгограда? Когда музей-панорама «Сталинградская битва» избавится от руин фонтана-кондиционера, а директор самого патриотического музея страны сменит иностранный мотоцикл на российский? На эти и другие вопросы V1.ru ответил директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.
– Алексей Викторович, уже несколько месяцев вас называют главным виновником вырубки высаженного в честь погибших защитников Сталинграда Мемориального парка на Мамаевом кургане.
– Можно много говорить, что деревья в парке сажали люди, покалеченные войной. И это действительно так. Среди тех, кто сажал деревья в парке, были и сироты, и вдовы, и вдовцы, и калеки. Страна в те годы была вся покалеченная. А спекулировать на этом, считаю, просто аморально. И то, что говорили и писали о реконструкции Мемориального парка на Мамаевом кургане, – это самое аморальное из того, что можно было придумать. Я понимаю, что это абсолютно лживая, фальшивая история, выгодная определенным, не самым хорошим, людям.
Но точка в этом, на мой взгляд, уже поставлена. И поставлена раз и навсегда: не закрепилась эта ложь в сознании людей. Нельзя искусственно вогнать в души откровенное вранье и заставить в него свято верить. Как бы ложь ни преподносилась и как бы кому она ни была выгодна. Тем более если ее распространяли за пределами морали, разума и совести.
«Кто у нас больше всех вздыхает о культуре? Это те же профессиональные паникеры, что и радетели за Мемориальный парк. Люди, которые нашли повод в очередной раз погреться у чужого костра».
В любом случае наша правота подтверждена. Ни один серьезный человек в Волгограде, ни один архитектор, уважаемый общественник или ветеран не высказались против того, что сделано в Мемориальном парке. К примеру, создававшая ландшафт на Мамаевом кургане Мария Иванова за некоторое время до кончины успела побывать в реставрируемом парке. И ее слова были примерно такими: «Мы даже не представляли себе, что здесь может быть так красиво».
– А проверки тоже подтвердили, что скандал с вырубкой – аморальная спекуляция?
– Да, проверки были и достаточно въедливые. Напомню, вопрос Мемориального парка – это не тема музея-заповедника «Сталинградская битва». Эта территория относится к администрации Волгограда. А запросы были в том числе прокурорские, Министерства культуры Российской Федерации и администрации президента. Недавно обращался к нам департамент культуры правительства Российской Федерации. Но и там вопрос не лежал в плоскости законности или незаконности вырубки деревьев. Вопросы касались границ территорий, был ли соблюден порядок проведения работ и так далее. Понятно, что правительство переживает: подходит чемпионат мира и никому не хотелось бы гадкого предвкушения.
«Мальчики, которые ничего для города не сделали и нигде себя не проявили, не могут быть олицетворением общественного мнения. Старшее поколение привыкло пахать, а не кукарекать. А отдельные упитанные писаки, думаю, сразу родились кукарекающими».
– Тогда почему это гадкое предвкушение уже возникает при почти каждом упоминании Мемориального парка?
– Я не люблю когда обижают Волгоград и его жителей. А у нас есть десятка два людей, которые оказались не востребованы Волгоградом. Они не состоялись как специалисты, как управленцы, как чиновники, как ученые. Амбиций же у них осталось через край. И в приличные круги таких людей не приглашают. Возможности выйти к трибуне у них нет. Вот они и сидят в интернете, пишут гадости. А интернету что? Он все стерпит.
Я верю в таких общественников, как, к примеру, Олег Капустин. Проработав всю жизнь на благо Волгограда, он сделал все, чтобы в городе было тепло, чтобы было коммунальное благополучие. И вот он, на мой взгляд, заслужил право высказывать свое мнение, ругать или недоумевать. Мальчики, которые ничего для города не сделали и нигде себя не проявили, не могут быть олицетворением общественного мнения. Старшее поколение привыкло пахать, а не кукарекать. А отдельные упитанные писаки, думаю, сразу родились кукарекающими.
Впрочем, в этом беда не только Волгограда, я вас уверяю. В обществе сложилась такая категория людей: уверенных, что, ничего не делая, только обливая грязью и провоцируя скандалы, можно у власти выклянчить лакомый кусок. Не вспомню ни одного общественника, который, получив должность или мандат, не растерял бы свой пыл правдоискателя. Обратный же пример в Волгограде теперь видит каждый.
– Волгоградцы уже 10 лет негодуют, что фонтан на нижней террасе у музея-панорамы выглядит хуже, чем ваша же мельница. Почему вы не хотите его привести в порядок?
– Даже если бы там был не фонтан, а ровная площадка, все равно нужно благоустраивать территорию. Только сразу замечу, что это не фонтан, а технический охладитель помещений музея. Это бассейн, который проработал ровно полтора года: был запущен в 1981 году, а прекратил работу в 1983 году. Его судьба волновала меня, как и многих горожан, еще до того, как я стал директором музея-заповедника. И когда я был назначен на данную должность, то поднял вопрос на обсуждение. Оказалось, что территория, где расположена охлаждающая ванна, принадлежала одновременно музею-заповеднику и муниципалитету. Более того, оно было ровно напополам поделено между собственниками. Поэтому долгие годы сделать что-то с ним не представлялось возможным. В итоге после длительных переговоров вся площадь террасы передана на баланс музея-заповедника. Из собственных средств мы подготовили проект фонтана. Но пока все упирается в финансирование. На это требуются немалые деньги, и их поиском мы сейчас занимаемся.
Подробнее узнать про будущее превращение разрушенного аэратора в гигантский современный фонтан можно в материале V1.ru.
– Вы контролируете работы на монументе «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане? И что сейчас там происходит?
– Реставрация «Родины-матери» разбита на два этапа. Волгограду еще предстоят праздничные мероприятия по случаю 75-летия победы под Сталинградом и матчи чемпионата мира по футболу. Поэтому решено не закрывать монумент в строительные леса, и с внешней стороны реставрация будет проведена после футбольных матчей.
Сейчас будет заменена канатная арматура внутри статуи и законсервирован поверхностный слой. Заказчиком работ выступает дирекция Министерства культуры по строительно-реставрационным работам, исполнитель работ – «Главзарубежстрой». Каких-то нареканий к подрядчику с нашей стороны нет. Культура производства работ внешне выглядит очень достойно, нет ощущения строительного бардака. А это было наше основное пожелание.
«Нельзя сегодня закатывать глаза к небу и говорить: «Мы Богом поцелованные, а вы, как хотите, так и сделайте, чтобы у нас все было хорошо». С другой стороны, на культуру нельзя смотреть только через призму денег».
– Раньше заявлялось, что замена канатов у «Родины-матери» начнется в середине сентября. Но сейчас уже октябрь, а новых канатов у статуи до сих пор не появилось.
– Как мне известно, сам производитель канатов – завод «Северсталь» просто перестраховывается, чувствуя свою меру ответственности и понимая, для какого важного объекта они выполняют заказ. Каждый канат проходит детальнейшую проверку на высокоточном оборудовании. Проверяется прочность самих канатов и их креплений. Канат один, а проверить нужно несколько сегментов. Поэтому никакой истерии по затягиванию сроков нет. Пусть хоть на месяц-два задерживают, лишь бы все было сделано на совесть.
– Некоторое время вы руководили всей культурой Волгограда. А как вам сейчас то, что происходит в областной филармонии, Серебряковке, «Конкордии» и остальных коллективах?
– Я смотрю на происходящее в культуре с разных сторон. У меня нет сомнений, что очень многое надо менять. Не потому, что это надо было какому-то начальнику. Есть абсолютно логичные причины.
Проблема-то появилась далеко не вчера. Много лет назад в Волгограде вдруг возникло два музыкальных театра. Область в пику городской администрации создала «Царицынскую оперу». В итоге страсти во властных коридорах со временем улеглись, война закончилась, а куча раненых осталась. Надо лечить ситуацию.
Посмотрите на волгоградскую сферу культуры. Поговорите с работниками музыкальных школ и музыкантами. Все скажут, что им не нравится зарплата, не нравится игнорирование общественностью. Что такое заполняемость залов на 20–30 процентов? Это ненормально как с точки зрения экономики, так и с точки зрения востребованности.
Ну, нельзя сегодня закатывать глаза к небу и говорить: «Мы Богом поцелованные, а вы, как хотите, так и сделайте, чтобы у нас все было хорошо». С другой стороны, на культуру нельзя смотреть только через призму денег. Поэтому перед преобразованиями надо внятно все разъяснить. Люди должны понимать суть реформ и знать, к чему это приведет.
Необходимо и четко объяснять все общественности. Кто у нас больше всех вздыхает о культуре? Тот, кто забыл, когда последний раз ходил в театр или ни разу не слушал орган. Это те же профессиональные паникеры, что и радетели за Мемориальный парк. Люди, которые нашли повод в очередной раз погреться у чужого костра.
– Вы, как и раньше, считаете, что Серебряковку давно пора слить с институтом искусств и культуры?
– Мне точно известно, что Волгоградская консерватория имени Павла Серебрякова как была муниципальным вузом, так и останется. Но я изучал этот вопрос, когда руководил комитетом по культуре. И выяснил, что из всего выпуска консерватории преподавать в музыкальные школы пошли только два выпускника. Два! На 200 студентов приходилось 180 преподавателей, и, по-моему, ситуация не изменилась. Думаю, при таком раскладе идея объединения двух вузов не выглядит столь страшной. Иначе у нас подготовка одного учителя музыкальной школы обходится почти как подготовка нескольких летчиков-истребителей.
Меня могут упрекнуть в излишнем прагматизме, но я уверен, что необходимо просчитывать экономическую выгоду и в вопросах культуры. Иначе у нас получается, что в Волгограде непонятно для кого готовят кадры, а в школах на нескольких ставках сидят одни и те же люди. Десятилетиями. И это приводит в том числе к серьезнейшему творческому застою.
– Музей-заповедник «Сталинградская битва» действительно решил присоединить к себе мемориальный комплекс в Россошках и Лысую гору вместе с планируемым патриотическим кластером?
– Этот вопрос был поднят на заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 75-летия победы в Сталинградской битве. Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин поручил проработать этот вопрос руководителям ведомств. Нам эта инициатива нравится. Она по-человечески правильная. Но это история не одного дня. В присоединении есть определенные нюансы – например, захоронениями на Россошинском кладбище занимается Министерство обороны Российской Федерации и не занимается музей-заповедник «Сталинградская битва». Такие вещи надо подгонять под законодательство.
Войдут эти знаковые для Волгограда территории в состав музея-заповедника, значит, будем с достоинством держать задачу по их содержанию. Не войдут – все равно будем помогать по мере возможностей.
«Меня могут упрекнуть в излишнем прагматизме, но я уверен, что необходимо просчитывать экономическую выгоду и в вопросах культуры».
– Вас часто упрекают в пристрастии к зарубежным мотоциклам. Директор одного из самых героико-патриотических музеев-заповедников России не только сам ездит на байке, сделанном вероятным противников, так еще и привлекает к этому подчиненных. Как же так?
– Когда я слышу такое, то сразу представляю какого-нибудь ярого радетеля за патриотизм, сидящего за сделанным в Китае компьютером и стучащего по импортной клавиатуре. Не надо путать патриотизм с идиотизмом, как это почему-то слишком часто любят делать в Волгограде. Это уже было: «Сегодня носит "Адидас", а завтра Родину продаст». Нечего тут говорить даже. Для нас мотоциклы – это способ познания мира. Это не просто развлекуха. У нас всегда есть какая-то причина куда-то поехать: часто ездим кому-то помочь, на какие-то мероприятия. Это еще и повод встряхнуться. Любому из нас нужны свежие эмоции. Должна быть какая-то цель. Если у мужика нет цели, он берется за стакан. А нам в этом нет никакой необходимости. К сожалению, сегодня нет хороших отечественных мотоциклов. Но как только они появятся, думаю, что сразу сменю безнадежно отставший Harley Davidson на какой-нибудь лучший в мире «Урал».
Фото: Ольга Дощечникова