Больше тысячи защитников Сталинграда похоронены сегодня, в день массированной бомбардировки Сталинграда, на мемориальном кладбище в Россошках.
Как сообщил V1.ru руководитель волгоградского регионального отделения «Поисковое движение России» Андрей Орешкин, в бессмертном строю из 1006 бойцов только 30 обрели свое имя.
– Сегодня мемориальному кладбищу на Россошках исполнилось ровно 20 лет. За это время мы похоронили здесь больше 20 тысяч бойцов. В этом году мы вместе с поисковыми отрядами из Республики Татарстан, Тыва и Якутия нашли бойцов со всех армий, которые воевали на территории Городищенского района: здесь солдаты из стрелковых частей, танковых подразделений, воздушно-десантных гвардейских дивизий, – рассказывает Андрей Орешкин. – К сожалению, воины очень редко хранили при себе личные данные, поэтому даже поднятый из земли мундштук с именем – уже большая удача для нас.
Имея на руках только инициалы с поржавевшей ложки или военной фляги, поисковики не только восстановили имена защитников Сталинграда, но и нашли их родственников по всей России. Галина Аристархова из Новосибирска еще в юности дала себе обещание: как только она узнает о месте гибели своего дяди, в тот же день соберет вещи и поедет на захоронение родственника.
– Моя дядя Николай Аристархов служил в пограничных войсках 10-й дивизии НКВД и погиб 3 сентября 1942 года, – рассказывает Галина Аристархова. – Это мы знаем сейчас. А долгое время бабушка не имела и малейшего представления о том, где находится сын. В 1942 году она получила единственную открытку с 8 Марта, а в 1954 году дождалась похоронки. Всю жизнь пыталась узнать, где погиб ее Коля, найти его девушку, с которой он познакомился в Сталинграде. Но у нее ничего не получилось – многие архивы не рассекречены до сих пор. Ее дело завершила я, теперь буду искать своего дедушку и второго дядю, не вернувшихся с фронта.
Захоронением бойцов участники экспедиций закрывают поисковый сезон. Однако уже сегодня, сразу после траурной церемонии, они снова выйдут в поле, чтобы поднять на землю еще не захороненных бойцов.
– Нам нужно работать, потому что многие поля отданы под сельские нужды, – уточняет руководитель поискового клуба «Надежда» Галина Орешкина. – Фермеры идут нам на уступки и дают время на окончание поисковых работ. Нас всегда спрашивают: «Как это вы раскапываете одно и то же поле уже несколько лет и каждый раз находите на нем бойцов?» Я уверена, что земля отдаст солдата тогда, когда придет время. Поисковики верят, что, если боец хочет найтись, рядом с ним мы найдем именной медальон или еще какую-нибудь зацепку и каким-то счастливым случаем выйдем на его родственников.
Фото: Алексей Волхонский