Трассы Волгоградской области в конце весны всё больше заполняются нескончаемым потоком машин. Еще чуть-чуть и к ним добавятся несущиеся к морю курортники. Но каждого из них практически в любой момент подстерегает опасность — внезапно выбежавшее на дорогу животное — собака, лиса, а то и косуля. И встреча идущей на большой скорости машины с дикой природой зачастую оказывается смертельной, как минимум, для одной из сторон.
Свою точку зрения на происходящее высказал известный крестьянин, поэт и публицист из Иловлинского района Андрей Прошаков. Он считает, что волгоградские дороги, особенно новые участки федеральной трассы Волгоград — Москва, стали смертельной ловушкой для обитателей местной фауны. А учитывая, что на трассу зачастую выбегают далеко не самые «легковесные» ее представители, это становится крайне опасно и для людей.
— По данным Облкомприроды, по итогам 2021 года в Волгоградской области увеличилась популяция лосей, благородных оленей и косуль. Больше всего в Волгоградской области косуль — свыше 14 тысяч, — рассуждает Андрей Прошаков. — А еще в Волгоградской области есть строящийся, кажется, уже более 12 лет, участок федеральной автомобильной трассы Волгоград — Москва протяженностью 50 километров на территории Городищенского и Иловлинского районов. В прошлом году, наконец-то, он заработал. Нет-нет, ремонт продолжается и дальше, но съезды, развязки, освещение открыты. На этом участке. А еще там есть мощная разделительная полоса из больших, тяжелых, высоких бетонных блоков, которая не прерывается на протяжении десятков километров между развязками. И я не говорю даже об отсутствующих в этой бетонке сливах, из-за чего зимой из степи наметало такие сугробы, что проехать было невозможно. И даже почистить. Но самое страшное, что показало время, такая дорога оказалась несовместима с законами обитания местной фауны. А всё это вместе опасно для жизни людей. Те самые косули, популяция которых так выросла, всегда переходили трассу там, где идут пути их миграции. И теперь, следуя инстинкту, они идут туда же. Но путь закрыт. Животное пугается, начинает метаться по дороге.
Андрей Прошаков показывает фотографию сбитой и буквально размолотой тяжелым капотом машины косули, ставшей жертвой столкновения. Публиковать ее мы не будем, просто чтобы пожалеть нервы читателей.
— Так погибла молодая косуля, чудом не забрав с собой жизни водителя и пассажиров джипа. К счастью, пострадал только автомобиль, — сетует публицист. — То же самое происходит с лисами, зайцами, барсуками, тушки которых то и дело встречаются вдоль трассы. И вот что теперь с этим делать, я не знаю… Оставить всё как есть, продолжать давить машинами животных и подвергать жизни водителей и пассажиров смертельной опасности? А главное, продолжать строить эту дорогу и дальше, до самой границы области?…
Случаи, о которых рассказывает Андрей Прошаков, далеко не единичны. Каждый, кто проезжает по трассам Волгоградской области, постоянно видит вдоль дорог трупы сбитых насмерть животных. Чаще всего под колесами оказываются пытавшиеся перебежать дорогу лисы, енотовидные, а также одичавшие собаки. Столкновение легкового автомобиля с каждым из них заканчивается, как минимум, серьезно поврежденным бампером. Повреждения наносят даже более легковесные животные.
— Он буквально выпорхнул с обочины прямо перед машиной, — показывает вдребезги разбитое зеркало читатель V1.RU, встретившийся на трассе с ныне покойным фазаном. — Времени реагировать не было вообще. Единственное, что запомнил — какое-то коричневое пятно, бьющее с правой стороны. К счастью, скорость была не такой большой, и отделался лишь зеркалом. Стойка и боковое стекло уцелели. Но даже так, по нынешним ценам, добытый на трассе фазан обошелся мне в 12 000 рублей сервиса.
Пресс-секретарь ФКУ Упрдор Москва-Волгоград Инна Манафова уверяет, что на реконструируемых участках трассы для животных предусмотрены специальные проходы, а для тех, кто не пожелает ими воспользоваться, есть и водопропускные трубы.
— На участке трассы Р-22 «Каспий» с 922-го по 932-й км, где в 2017 году завершилась реконструкция, для пропуска диких и домашних животных предусмотрены проходы под мостом через реку Котлубань и под путепроводом в составе развязки на 931-м км, — сообщила Инна Манафова. — На участке с 903-го по 922-й километр, где работы по реконструкции проходят в настоящее время, проходы для животных также организованы под мостами через реки Сакарка и Тишанка. Помимо этого, на обоих участках под насыпью дороги устроены 34 водопропускные трубы широкого диаметра (1,5–2 м), которыми тоже пользуются животные при пересечении проезжей части.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ВолГУ Николай Онистратенко, в свою очередь, считает, что с одной стороны дороги Волгоградской области убивают животных буквально в промышленных масштабах, а с другой — стали для них точкой притяжения.
— Взаимоотношения человека и диких животных менялись в ходе эволюции нашего вида и исторического развития цивилизации. И строившиеся вокруг дорог так называемые перидромные экосистемы тоже претерпевали свои изменения, — рассуждает Николай Онистратенко. — Дороги стали не только путем распространения человека и его культурных и материальных ценностей, но и средством переноса микроорганизмов, инвазии растительных и животных видов. Менялись времена, менялись наши возможности и свойства техносферы. Если раньше хищники нападали на путников или подъедали умерших по дороге, то теперь уже человек, его технические средства стали основной опасностью для природы. Если говорить о животных, то основными угрозами стали быстро двигающиеся транспортные средства, техногенное загрязнение, инженерные приспособления. В то же время прямо сейчас. Мы наблюдаем начальные этапы адаптации определенных видов и целых сообществ к новым антропогенным условиям.
«Дорога не только убивает, но и дает шанс на выживание. И это тоже может быть проблемой»
По словам ученого, большую часть животных-перидромов можно разделить на группы:
1. Не подверженные или слабо подверженные влиянию дороги, ее опасностей (это мелкие нелетающие членистоногие, жители почв).
2. Подверженные разрушающему действию транспорта, но не наносящие вреда техносфере (летающие насекомые — двукрылые, бабочки, кузнечики, лягушки, мышевидные грызуны). Эти мелкие создания оказываются на дороге случайно, перемещаясь хаотически или целенаправленно без учета дорожных опасностей. Особняком можно назвать рептилий — ящериц и змей, целенаправленно пытающихся погреться на асфальте.
3. Связанные с предыдущей группой сапрофаги, которые активно кормятся погибшими животными. Огромное количество птиц и млекопитающих стремятся к дороге, селятся рядом и кормятся от нее, регулярно выплачивая кровавую дань за обильную пищу. Насекомоядные птицы и птицы-падальщики, ежи, лисы, шакалы, барсуки — это краткий список теплокровных, которые так часто и отнюдь не случайно оказываются на дороге (часто ночью) и, ввиду своих уже более крупных размеров и внезапного появления, могут привести к повреждению транспорта и даже крупной аварии, когда водитель рефлекторно пытается избежать столкновения с живым препятствием;
4. Крупные животные, свободно перемещающиеся на обширных пространствах, включающих дорожную инфраструктуру, и представляющие особую опасность для транспорта и людей вследствие большой массы. Так, выскочившая перед машиной косуля погибнет при столкновении, но нанесет серьезные повреждение автомобилю и может привести к гибели людей. А лось, принципиально игнорирующий транспортную опасность ввиду особенностей поведения, может даже выжить, хоть и нечасто, после столкновения. Но он однозначно приведет транспортное средство в нерабочее состояние и обусловит угрозу жизни и здоровью людей.
Николай Онистратенко признает, что во избежание подобных угроз для людей, техники и животных те, кто обслуживает трассы, как минимум обязаны предпринимать различные организационные и инженерные усилия. Так, на опасных участках должна быть ограничена скорость движения транспортных средств, тоннаж и периоды движения. Предупреждающие знаки призваны повысить внимательность водителей и являются основанием для истребования штрафа за животных, сбитых водителем в зоне действия таких знаков. В развитых странах и преуспевающих регионах предпринимаются и другие, дополнительные, меры.
— Инженерные решения предпринимаются обычно, как в нашей стране, так и за рубежом, на региональном уровне ввиду местной экологической специфики. Технически это могут быть выделенные миграционные путепроводы, такие как проходы под дорожным полотном, широкие засаженные растительностью мосты над дорогами, водотоки, — говорит ученый. — Во избежание внезапного выхода на дорогу крупных зверей, копытных, хищников и прочих, на обочинах устанавливают заграждения — проволочные или глухие заборы, рвы и насыпи. В некоторых странах проволочные изгороди подключают к электропитанию, устанавливают стационарные звуковые и световые отпугиватели. Организационные решения предполагают тщательную и регулярную уборку дорожного полотна от остатков пищи, мусора и сбитых животных, окашивание обочин, переселение гнездующихся у края дороги птиц, а также разъяснительную работу среди местных жителей и водителей. В последнем случае — путем установки информативных баннеров и плакатов.
По мнению биолога, о достаточности принимаемых мер на дорогах Волгограда и Волгоградской области, особенно на федеральных трассах, можно говорить только в одном случае.
— Достаточны ли усилия в нашей области? Они не будут достаточны, пока мы будем узнавать о новых фактах ДТП с гибелью косуль, лосей, волков, повреждением транспорта, а главное — с ранениями и гибелью людей, — уверен биолог, — пока мы будем видеть на дороге сбитых лис, зайцев, куропаток и ежиков. И стоит помнить, что, кроме обязанностей дорожных работников и их руководителей, администрации, ответственность лежит и на каждом из нас. Стоит разумно регулировать свой скоростной режим, подчиняться действию знаков, в том числе 1.27, проявлять внимание на дороге. Это — в интересах природы и в интересах каждого из нас.