Под Волгоградом фермеры пожаловались на охотничий террор. По словам предпринимателей, уже много лет их донимают любители пострелять дичь, а местные и региональные власти ничего не хотят с этим делать. Более того, чиновники установили цену на одну голову, к примеру, фазана — в 20 рублей. Неравнодушные жители региона боятся наплыва охотников, который может уничтожить популяцию птиц.
Павел Чердынцев — известный фермер из Среднеахтубинского района. Он выращивает морковку, картошку, перец, свеклу, помидоры и огурец возле поселка Третий Решающий.
— Я родился и живу в пойме, — сообщил Павел Чердынцев. — У нас всегда были определенные места, где охота вообще никогда не была разрешена. И где я живу — никто тут никогда не охотился. Так называемая зона покоя была. Все птицы, звери, зайцы, лисы и прочие живут мирно, не боясь людей, не боясь ничего. В прошлом году у нас здесь разрешили охоту. Одно дело в лесу, но разрешили также на землях сельхозназначения. Мои земли из этого перечня не вывели.
По словам фермера, охотники уже давно терроризируют местное население. Но сейчас близится сезон охоты на фазана, голову которого чиновники оценили в 20 рублей и выдали бесчисленное множество путевок.
— Фазан — домашняя птица, он всегда лезет туда, где люди есть, — утверждает мужчина. — Когда фазан у меня без охоты ходит, я радуюсь. Он ест колорадского жука, он его любит очень. Но сегодня путевка на фазана стоит 20 рублей. Патрон стоит 56 рублей, а убить животное — 20. Мне знакомый с другого хозяйства говорил, что у них никто путевки не купил, зато у нас около 20 000 путевок купили. Я помню, в прошлом году из-за этого урожай не мог собрать.
Каждый год фермера нанимают людей для уборки урожая. Павел Чердынцев утверждает, что из-за охотников найти работников всё сложнее и сложнее.
— Вот идет уборка, люди в поле работают, а буквально в пяти метрах стрельба, — отметил собеседник редакции. — Люди отказывались просто работать из-за этого. А по закону они имеют право охотиться тут, вот в чем проблема. В прошлом году ко мне приезжала бригада женщин из Донецка. Они два дня поработали, а потом ушли со слезами. У меня помидоры, морковка, картошка, капуста — 20 000 тонн продукции до сих пор в поле лежит. А еще меня в прошлом году обворовали на 3 200 000 рублей. Кабель сняли здоровые сильные мужики под видом охотников. Потому что они имеют право ходить по полям.
Как-то раз, по словам мужчины, ему прострелили гидрант. Найти злоумышленников, разумеется, не удалось.
— Видимо, государству выгоднее фазан, которого можно застрелить за 20 рублей, чем моя продукция, которая страну кормит. Пусть эти охотники на Украину едут, — предложил фермер. — Я ни одного охотника не видел, чтобы он служивый был или присягу принимал. Все охотники — это те, кто не служил. Но жертв, к счастью, не было. Но даже жители ближайших населенных пунктов, дач просто боятся за свою жизнь. Люди сидят, обедают, тут раздается выстрел, и в чашку дробь прилетает. Как-то раз на машине заехал ко мне охотник, проехал по зерновым, я его покрыл, конечно. А он меня на видео записал и затаскал по прокуратуре и судам. Одно из своих хозяйств я огородил, так охотники через забор перелазили и еще мне предъявляли, мол, они имеют право ходить по моим землям, а я ограничивать это не могу. Неоднократно писал бумаги, просил вычеркнуть мои земли из охотничьих угодий, но бесполезно всё.
С коллегой полностью согласен другой фермер из Городищенского района Аркадий Дудов.
— С 2010–2011 годов мы воюем с охотниками. У нас и фазаны, и куропатки, и лиса, и заяц также водятся. Как-то раз стадо оленей к нам заходило. Дело в том, что есть памятники, которые ставились давно, — утверждает фермер. — Памятники Великой Отечественной войны. Вот поисковики нашли какое-то захоронение, поставили памятник. На баланс его никто не взял, но он стоит, это память. Люди за свой счет красили его, ухаживали. Получилось так, что воспитали поколение таких людей, которые додумали прострелить из ружья этот памятник. Там прям дыра от пули. Мы обратились в прессу, прокуратуру, везде. В итоге чиновники сказали, что памятник не на балансе, поэтому никто никому ничего не должен.
По словам фермера, решать проблему никто не собирается. Несмотря на многочисленные обращения, законодательство не меняется.
— У нас чиновники все сами охотники, — уверен Аркадий Дудов. — У всех есть охотничьи билеты. Они любят пострелять везде. Что в компьютерных играх по кабинетам, что в поле. И никто не взял винтовку и не ушел добровольцем. Все в кабинетах прячутся. Но взять винтовку и пристрелить кролика — можно. Раньше охота запрещалась на сельхозземлях, где ведется активная работа. И в путевке самой написано было, какой квартал, какой егерь. Сейчас всё это убрали. И сейчас буквально весь район отдают под охоту. Мои частные земли подписали под охоту. И я не могу по закону даже выгнать охотников.
Депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов назвал действующие правила охоты узаконенным браконьерством.
— Данные нормативные акты — это узаконенное браконьерство, которое наносит серьезный ущерб государству в сфере охраны природы, а также животному миру, практически обнуляет его популяцию, — уверен Александр Осипов. — Кроме того, низкая стоимость лицензии — прямой ущерб доходам для разведения животных и птиц, которые регулируются специальными регламентами. Стоимость лицензии всегда соотносилась с тем ущербом, который человек наносит природе. Если забой лося или фазана стоит определенную сумму, то именно она идет в охотничьи хозяйства на восполнение популяции данных видов животных. Сегодняшняя ситуация говорит о том, что мы просто уничтожим всех птиц, а дальше и животных. Без возможности их восполнения на территории данного района.
Парламентарий добавил, что планирует написать запрос в природоохранную прокуратуру с требованием проверить законность данных нормативно-правовых актов.
В комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области сообщили, что сельскохозяйственные земли включают в границы охотничьих угодий согласно федеральному законодательству.
— Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Волгоградской области прошла все необходимые согласования, утверждена в установленном порядке постановлением губернатора Волгоградской области от 21.02.2018 № 146. Сельскохозяйственные земельные участки (территории, вовлеченные в сельскохозяйственный оборот) включены в границы охотничьих угодий во исполнение требований приказа Минприроды России от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре» сельскохозяйственные земельные участки (территории, вовлеченные в сельскохозяйственный оборот) включены в границы охотничьих угодий.
Также в облкомприроды напомнили, что согласно закону существует ряд запретов для охотников, а именно:
запрещено осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего оружия ближе 200 метров от жилого дома, жилого строения;
стрелять «на шум», «на шорох», по неясно видимой цели;
стрелять по пернатой дичи, сидящей на проводах и опорах (столбах) линий электропередач;
стрелять по информационным знакам, в том числе дорожным знакам, знакам дорожного движения, межевым знакам, рекламным конструкциям (стендам, щитам), а также специальным информационным знакам (аншлагам) и иным информационным знакам и их опорам, жилым и нежилым помещениям;
стрелять ниже 2,5 метра по взлетающей и летящей птице при осуществлении охоты в зарослях, кустах и ограниченном обзоре местности;
— Не допускается осуществление охоты с неисправным охотничьим оружием, — добавили в облкомприроды. — Проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (далее — пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку, имуществу физических лиц и объектам животного мира. При осуществлении добычи охотничьих животных охотник обязан соблюдать технику безопасности при применении охотничьего оружия и не допускать причинения вреда третьим лицам. В случае нанесения ущерба имуществу граждан или юридических лиц охотник несет установленную законодательством ответственность, в том числе по возмещению причиненного собственнику данного имущества ущерба.
Что касается стоимости отстрела фазана, то в общедоступных охотничьих угодьях за разрешение взимается госпошлина 650 рублей (согласно Налоговому кодексу), а за каждую особь фазана по 20 рублей. Но в одни руки не более трех голов. В закрепленных охотугодьях — расценки коммерческие.