Животные Беспокойное хозяйство: под Волгоградом собачий приют превратился в зооцентр с дикими хищниками

Беспокойное хозяйство: под Волгоградом собачий приют превратился в зооцентр с дикими хищниками

Из приюта для собак «Дино» стал зооцентром с серьезными хищниками

Лисички-сестрички облюбовали вольер в бывшей воинской части

Известный на всю страну большой зооцентр «Дино» находится всего в 12 километрах от Волгограда, заняв собой бывшую воинскую часть инженерных войск. В 2011 году зоозащитница Анжела Макарова своими силами сделала приют для бездомных собак, который за время существования превратился в огромный центр реабилитации для животных, в котором живут три льва, 16 енотов, два медведя, волк, 14 лисиц и 300 собак. Как удалось Анжеле добиться выделения участка и зданий для приюта, при чем здесь Владимир Путин и как приюту удается выживать в современных суровых реалиях?

«Львы нас спасли»

История приюта началась со спасения от гибели стаффордширского терьера по кличке Дино. Тогда Анжела Макарова и подумать не могла, что это станет делом ее жизни:

— Тогда я столкнулась с тем, что пристроить взрослого пса бойцовской породы — задача практически невыполнимая, — поделилась Анжела Макарова. — И мы с группой активистов построили приют, который очень быстро заполнился и другими собаками. И за 10 лет мы, конечно, уже захлебнулись собачками. У нас их около трехсот. Поэтому, когда два года назад к нам обратились правоохранительные органы с просьбой приютить львов, мы не отказали и быстро стали создавать им условия.

Львы были задержаны сотрудниками дорожно-патрульной службы. На въезде в Волгоград полицейские остановили грузовую «Газель», в которой перевозили целый зоопарк — львов, пуму, и других экзотических птиц и животных. На следующий день все пленники небольшого грузовика переехали в «Дино» на ответственное хранение.

— Приют на тот момент существовал уже 10 лет, — вспоминает Анжела. — К этому времени у меня уже началось профессиональное выгорание. Мы стерилизуем собак, но рождаются новые, мы забираем собак — новых выкидывают. Это был какой-то замкнутый круг. Дикие животные придали нам сил, подарили всплеск эмоций и связей. Можно сказать, что не мы их спасли, а они нас — от депрессии и апатии. А у приюта начался новый этап развития. Мы начали взаимодействовать с коллегами из других городов и поняли, сколько в стране неравнодушных людей, которые рассказывают об обитателях своих приютов как о людях. На форумах, международных конференциях по спасению животных адекватные люди делятся своим опытом и понимают, что животные вне политики.

Львы оказались «россиянами», привыкшими к суровым климатическим условиям

От собак приют тоже не отказывается. Причем деятельность «Дино» уже не ограничивается одной Волгоградской областью. Специалисты приюта ездят в командировки и на новые территории России, помогают тамошним зооволонтерам.

— За прошлый год мы стерилизовали более 800 собак и кошек в Мариуполе, Донбассе, Новоазовске. И если весь прошлый год мы ездили собственными силами, то в этом году будет проще. Мы выиграли средства Фонда президентских грантов, — говорит директор приюта. — А там ждут нашей помощи, захлебываются в бездомных животных, ведь нет ветеринаров, нет лекарств. Первая гуманитарная миссия была после того, как я увидела, что Донецкому зоопарку нужна помощь. Мы повезли вакцину, корма и стали большими друзьями с донецкими ребятами. А в следующий раз мы поехали уже с ветеринарами стерилизовать там животных.

Как медведь поселился в гараже для военной техники?

Приют сейчас находится на территории бывшего инженерного центра МЧС России. За место пришлось побороться, и здесь приюту на помощь пришел президент России Владимир Путин.

Снег для больших кошек уже не стал чем-то необычным

— На территорию бывшей военной базы мы попали в конце 2011 года. К тому времени она уже пустовала. Просто так получить эту территорию под животных было сложно, и мы заявились как волонтерский центр, взаимодействующий со спасательным отрядом МЧС, — рассказывает хозяйка зооцентра. — И всё это время отрабатывали это место под солнцем, участвовали в спасательных операциях. У нас есть специально подготовленные к поиску пропавших людей собаки. Потом сменилось руководство местного управления МЧС, и, поскольку мы были на птичьих правах, нас начали выгонять. Но в 2020 году произошло судьбоносное событие. Мы к тому времени уже были известны и нас пригласили участвовать в конференции ко Дню эколога с участием Владимира Путина.

Анжела Макарова признается, что не готовила заранее никаких речей. Она хотела своими словами рассказать о проблемах приюта.

—Мы выступали последними, я рассказала о наших проектах и нашей проблеме, попросила узаконить наш статус на этой территории, — вспоминает Анжела Макарова. — Президент меня выслушал и в ответ, с присущей ему манерой пошутить, сказал нам не волноваться и что у него есть друзья в Министерстве обороны. Беседа с президентом была внесена в протокол, после — даны поручения министру МЧС и губернатору Волгоградской области решить нашу проблему. Так мы переехали в бывшую воинскую часть.

100 собак на одного льва

Список обитателей приюта «Дино» регулярно расширяется и пополняется. Сейчас в нем живет уже более 300 животных, причем большая часть — собаки.

— У нас в приюте 300 собачек, 16 енотов, 14 лисичек, три льва, два медведя и один волк. Он к нам приехал недавно, а его «прописка» у нас стала полной неожиданностью, — вспоминает директор приюта. — Когда нам отправляли лисичек из Москвы, то просто поставили перед фактом, что с ними заодно к нам едет и волк.

К счастью, волк оказался очень адекватным парнем, у которого пока нет имени:

Берри, как и все малыши, спать совсем не хочет

— Может быть, вы в этом поможете? — улыбается Анжела. — А вообще, я мечтаю построить большой круглый вольер для волков. У них привычка ходить тропами, а в квадратном вольере, если они в угол упираются, у них ступор. Дикие животные вообще должны содержаться в полувольном состоянии. Благо территория позволяет.

Но если волк — животное для Волгоградской области почти привычное, то три первых диких жителя центра — обитатели преимущественно тропических лесов, саванн и полупустынь Африки. Несмотря на это, львы прекрасно себя чувствуют в условиях волгоградского климата.

— Три льва у нас: два мальчика и девочка. Львица к нам приехала из Дагестана, из Махачкалы, а мальчики были изъяты в ходе рейда, когда их незаконно перевозили через наш регион. Сейчас строим для них новый вольер в один гектар, но можем взять себе максимум еще две львицы, чтобы у них был прайд. Животных обязательно стерилизуем. — объясняет руководитель реабилитационного центра для диких животных. — Другие животные, которых изъяли вместе со львами, уехали на новые «квартиры». Мартышка уехала в Казанский зоопарк, пума в Великий Устюг в вотчину Деда Мороза, а новогвинейский голубь, сейчас украшает отдел птиц Московского зоопарка. Мы же прежде чем отдавать животных, хорошо об этом думаем, общаемся со специалистами, всё узнаем и только после этого отправляем лишь в лучшие условия, где их ждут семьи.

Волка передали «в подарок», вместе с лисами

Кстати, опасения, что львам придется не по душе волгоградская зима, не оправдались:

— Специалисты сразу нас успокоили, объяснив, что львы из всех диких кошек самые пластичные к погодным условиям. Тем не менее мы оборудовали и домик с теплыми полами, утеплили им помещение, где они ночуют, — поделилась зоозащитница. — Поэтому они благополучно у нас зимуют второй год. Обросли достаточно хорошо, выбили подшерсток, что говорит об их хорошей адаптации. Если бы они резко приехали к нам в зиму с юга, всё было бы сложно. Но они и сами «россияне», появились на свет где-то в северном регионе страны.

Руководитель фонда «Дино» рассказала также, что помимо львиной семьи, в приюте комфортно чувствуют себя две большие компании другого вида животных.

— Есть целая лисья деревня, в которой 14 лисиц. А еще 16 енотов. Люди, ошибочно умиляясь, берут их в квартиры, а потом избавляются. Одного зверька мы вообще нашли на мусорке в переноске. Его просто выбросили как ненужную тряпку. Мы пытаемся объяснить, что енот — только с виду милое животное. На самом деле у него есть характер, — объясняет Анжела Макарова. — У них лапки функциональные, они очень настырные, разнести квартиру, например, им не стоит совершенно ничего. А у нас сейчас взрослые еноты спят, у малышей же — дел невпроворот: мы им нарядили елку мягкими игрушками, они с ней играют. Разбирают ее, сами наряжают. Медведь Саня, которому уже 22 года, спит, просыпаясь во время оттепелей. А Берри, наш медвежонок, — ни в одном глазу. Медведи — животные долгого взросления, они до 4 лет еще малыши и обычно живут с мамой. А нашему Берри всего годик.

Мир не без добрых людей

Содержать такое количество разнообразных по привычкам, поведению и питанию зверей непросто психологически, физически, но особенно материально. Однако в Волгограде есть еще добрые люди, неравнодушные к судьбе животных. Но даже несмотря на это, сложностей у приюта хоть отбавляй.

— Многие ошибочно думают, что если мы держим таких животных, то у нас предостаточно спонсоров и средств, но нас никто не финансирует. И делать сборы нам не удается — как только мы обращаемся к людям, в нас летят упреки: «Если вы не тянете зверей, так отдайте их в зоопарк», — вздыхает директор приюта. — Мы бы отдали, если бы там были условия лучше, и к тому же все зоопарки и так переполнены. Медведю Берри, например, повезло, у него есть опекун — компания «Блинберри». Они построили ему вольер, каждую неделю привозят продукты. Но кроме мишки у нас еще масса милых животных...

«Очень нужна посуда и теплые вещи»

Чтобы не замерзнуть зимой, животным нужно больше питаться. В этом — залог выживания. И здесь приюту не обойтись без помощи:

— Быть может, откликнутся фермеры, ведь на производствах субпродукты по типу бараньих голов часто идут в утиль, а нам это очень нужно, — говорит руководитель фонда. — Например, львы едят только сырое мясо, но они неприхотливые, подойдет и полежавшее. А лисички у нас всеядные: хорошо едят собачий корм, кашки, даже за яблочки дерутся. Это касается и енотов: орехи, фрукты. Всеядные и медведи: любят и рыбку, и мёд, сгущенку, большие сладкоежки.

А еноты с удовольствием наряжают елку

С радостью примут в приюте и старое постельное белье, матрацы и одеяла. Все это поможет животным согреться. Чрезвычайно нужна посуда, особенно зимой. Ее используют как поилки.

— Зимой те же тазы и тарелки очень быстро выходят из строя, они всегда очень нужны для того, чтобы у животных была свежая вода, — объясняет волгоградка. — Как такового пункта сбора, куда можно было бы принести вещи, у нас нет, но к нам всегда можно обратиться и мы пришлем наших мобильных волонтеров.

Не друзья, а конкуренты

Поделилась Анжела Макарова и своим взглядом на проблему бездомных собак. Женщина уверяет — ее можно было бы решить путем взаимодействия:

— Когда мы организовались, то были практически единственным приютом. И давали старт другим, которые сейчас стали самостоятельными приютами, наставляли, помогали, но друзьями почему-то не стали. У нас в городе есть неприемлемая для зоозащитников тенденция: все фонды как-то разрознено действуют, хоть проблема и общая, — рассказывает директор приюта «Дино». — К сожалению, не работаем сообща, хотя задача у всех одна. Могли бы работать вместе: у кого-то сильная сторона — это хорошие ветеринары, у кого-то — хорошие соцсети и можно успешно пристраивать животных, но нет. Все будто конкурируют почему-то. И я понимаю, что разрозненность зоозащитников одна из главных причин проблемы с бездомными собаками в городе.

Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь и начинайте день с нами!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем