СЕЙЧАС +6°С
Все новости
Все новости

О бедной маршрутке замолвите слово

Маршрутные такси, эти шустрые рыжие «газели» уже настолько плотно вошли в нашу жизнь, что уже даже сложно представить, что бы случилось, если бы вдруг они враз исчезли с улиц Волгограда. Впрочем, прошлая зима наглядно показала, что даже при небольшом сниж

Поделиться

Поделиться

Маршрутные такси, эти шустрые рыжие «газели» уже настолько плотно вошли в нашу жизнь, что уже даже сложно представить, что бы случилось, если бы вдруг они враз исчезли с улиц Волгограда. Впрочем, прошлая зима наглядно показала, что даже при небольшом снижении количества маршрутных такси перемещаться по Волгограду становится крайне затруднительно.

«Газели» с шашками уже завоевали как своих сторонников, так и противников. Справедливости ради отметим, что доля истины есть в высказываниях и той, и другой стороны. Да, «газели» не очень приспособлены для комфортной и безопасной перевозки пассажиров. Да, их водители очень часто не соблюдают правила дорожного движения, но тем не менее каждое утро практически любой из нас, выйдя из дома, пытается остановить то самое транспортное средство, которое еще вчера вечером ругал на кухне. Полчаса – и человек уже там, где ему надо. Между тем, среди авторитетных людей все больше и больше встречается мнение, что маршрутные микроавтобусы следует менять на автобусы большей вместимости. Мол, и плотность движения сократится, да и большой автобус все же будет безопаснее. Но справится ли большой транспорт?

В администрации Волгограда считают, что даже если вдруг маршрутные такси в одночасье пропадут, то город не встанет:

«Если вдруг такое случится, то все равно найдется какой-то выход из положения, – считает начальник отдела транспорта администрации Волгограда Александр Булдаков. – Вспомните, как начинался этот бизнес в 90-е, когда государственные автопредприятия фактически развалились. То же самое будет и в этом случае. Кстати, перевозчики не раз «пугали» меня, мол, вот, остановимся, уйдем с рынка. Но, не видя никакой реакции, они затихали и успокаивались. Поэтому даже если вдруг сейчас исчезнет этот сегмент перевозок, то ничего страшного не произойдет. Нужно только навести порядок в маршрутной схеме, и сделать более прозрачными финансовые механизмы. Тогда в город моментально придет инвестор. Уже, кстати, велись переговоры и с «ТагАЗом», которые хотели поставить нам партию автобусов средней вместимости, и с корейскими автопроизводителями. Мы, со своей стороны, были готовы оказать всяческую помощь и поддержку, но пока ответа от другой стороны нет. Пока же я могу ответственно заявить, что даже если все маршрутные такси вдруг исчезнут, то город не остановится. Безусловно, один муниципальный транспорт, может быть, и не справится, но обязательно появится инвестор, который займет освободившуюся нишу и сделает это более цивилизованно».

Поделиться

Однако представители коммерческих перевозчиков считают, что если вдруг маршрутки исчезнут, а это может случиться уже через два-три года в силу объективных причин, то город ожидает коллапс:

«Кроме маршрутных такси в городе есть еще три вида транспорта – трамвай-троллейбус, автобус и электричка, – говорит председатель правления ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков Юрий Белоусов. – Трамвай и троллейбус жестко привязаны к проводам и рельсам. Плюс к этому, их маршруты прокладывались в 50–60-е годы, когда основной пассажиропоток тяготел к крупным промышленным предприятиям. Сейчас же он поменялся кардинально, и тяготеет к крупным торговым и развлекательным центрам. Автобусы в этом отношении более мобильны, но их просто не хватает. Судите сами. Маршруток сегодня в Волгограде насчитывается около двух тысяч. Парк трамваев и троллейбусов насчитывает около 500 единиц. Около 200 машин – в парке ПАТП-7. Если брать процентное соотношение по перевозкам, то около 60 процентов пассажиров перевозят как раз маршрутные такси. Все остальное приходится на долю муниципальных перевозчиков. В качестве эксперимента могу предложить городским властям отпустить всех частных перевозчиков на один день в отпуск, и посмотреть, что получится. А получится самый настоящий транспортный коллапс. Даже если допустить, что интервал движения между автобусами составляет 10–15 минут, то за это время остановка набъется людьми. Да, безусловно, для муниципального транспорта это будет хорошо. Но пассажирам будет крайне неудобно – это будет давка, нервы, опоздания на работу. Альтернативой трамваям и автобусам могла бы стать электричка, однако железная дорога проиграла в битве за пассажира, упустив людей за то время, когда проводила модернизацию. Плюсом к этому добавим не совсем удобно составленное расписание.

Вообще же тема поднята весьма и весьма своевременно хотя бы просто потому, что через два-три года парк маршрутных такси в буквальном смысле слова самоликвидируется. Отмечается одна весьма печальная тенденция – на рынок коммерческих перевозок практически прекратился приток новых машин. Пройдет еще от года до трех, и машины окончательно выработают свой ресурс, превратятся в откровенный хлам, который попросту не выпустит ГИБДД. И вот тогда город действительно встанет на грань транспортной катастрофы, поскольку уже имеющегося общественного транспорта не хватит, а закупить новые автобусы у города просто не хватит денег».

Впрочем, муниципальные перевозчики в данном случае разделяют мнение коллег-частников, утверждая при этом, что в городе вполне могут соседствовать муниципальный и коммерческий транспорт при условии продуманной системы маршрутов:

Поделиться

«Есть определенные расчеты, согласно которым в Волгограде для того, чтобы полностью перекрыть потребность в транспорте с привлечением минимального количества маршрутных такси на отдельных маршрутах, необходимо 400 автобусов большой вместимости, – говорит заместитель директора ПАТП-7 Алексей Симоненко. – В нашем предприятии в настоящее время насчитывается 200 автобусов. Цифры говорят сами за себя. Добавлю, что в современном мегаполисе вполне мирно могут уживаться как муниципальные или государственные перевозчики, так и коммерческие, при условии грамотной, продуманной маршрутной сетки».

Отметим, что в МУП «Метроэлектротранс» уверены, что даже в случае такой форс-мажорной ситуации, как исчезновение маршрутных такси, городской транспорт справится с нагрузками:

«Я уверена, что мы справимся в любом случае, – размышляет главный ревизор по безопасности движения МУП «Метроэлектротранс» Ирина Мыльникова. – По крайней мере, в центральных районах Волгограда проблем точно не будет. Плюс к этому, сейчас появилось достаточно много автобусов. Поэтому я уверена, что городской транспорт справится с возросшим пассажиропотоком. Просто в общественном транспорте будет больше народа. В качестве наглядного примера можно привести визиты официальных делегаций, когда частично перекрывается движение. В том числе, и для маршрутных такси. Общественный транспорт справляется. Да и маршрутки перевести все же уже не получится».

Между тем, ряд наблюдателей отмечает, что даже во времена СССР маршрутки и автобусы оптимально дополняли друг друга:

«В те же 80-е годы активно велось жилищное строительство, и другие отрасли, в том числе транспорт, попросту не успевали за ростом новых микрорайонов, – вспоминает директор ООО «Волтакс» Александр Третьяков. – Тогда на выручку как раз и приходили маршрутные такси, вывозившие людей из новых микрорайонов. А тогда, когда формировался уже устойчивый пассажиропоток, на маршрут становились государственные автобусы. Если же говорить о сегодняшней ситуации, то если вдруг маршрутные такси прекратят свою работу, городской транспорт попросту захлебнется резко увеличившимся пассажиропотоком. Поэтому и городской транспорт и коммерческий должны оптимально дополнять друг друга, при этом оптимизируя затраты на перевозку пассажиров. В частности, за счет пересмотра списка льготных категорий граждан, и поддержки предприятий из бюджетов».

Фото: Фото Геннадия ГУЛЯЕВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter