СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Волгоградские перевозчики отстояли свои права

Поделиться

Финалом расследования Волгоградского антимонопольного управления стало решение о признании незаконными постановлений областного комитета транспорта и дорожного хозяйства, урезавших более двух десятков межмуниципальных маршрутов. Основанием для отмены документов стало отсутствие у региональных чиновников веских оснований для резекции маршрутов.

Как сообщили Avto.V1.ru в Волгоградском УФАС, специальная комиссия управления в ответ на многочисленные обращения перевозчиков в антимонопольный орган, проверила законность появления постановлений, принятых комитетом по транспорту администрации Волгоградской области, согласно которому 21 пассажирский маршрут, связывающий областной центр с близлежащими населенными пунктами, предписывался к сокращению.

«Комиссия Управления признала постановления комитета транспорта и дорожного хозяйства нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции», – сообщила начальник отдела контроля органов власти Волгоградского УФАС Валентина Бурба. – Для принятия решения об ограничении протяженности маршрутов ни на момент издания постановлений, ни сейчас каких-либо законных оснований не имеется».

«Во время заседания комиссии УФАС представители городской и областной администрации апеллировали к своему праву самостоятельно изменять схемы маршрутов, однако в договорах между муниципалитетом и перевозчиками такого пункта не имеется, – рассказал юрист Артем Рогачев. – Были представлены и другие аргументы, но все они не соответствовали принятому 13 июля 2015 года федеральному закону №220, регулирующему правоотношения перевозчиками и властями различных уровней. Как-то еще обосновать свои претензии к перевозчикам представители муниципалитета не смогли».

Напомним, постановления регионального транспортного комитета появились в ответ на обращения ответственных сотрудников волгоградской мэрии с просьбой ограничить движение пригородных маршруток по территории областного центра, в большинстве дублирующих маршруты общественного транспорта. При этом чиновники мэрии ссылались на подобный опыт других городов, где пригородные маршруты ограничены либо автовокзалом, либо ближайшей к границе областного центра остановке общественного транспорта. Еще одной причиной к сокращению маршрутов послужила «забота» областных властей о безопасности дорожного движения на улицах города-героя, о чем неоднократно заявлялось на различных информационных площадках «рупором» областного комтранса Игорем Новиковым.

На перевозчиков, не подчинившихся требованиям власти о сокращении протяженности маршрутов, была организована настоящая охота. В течение нескольких недель органы правопорядка проводили регулярные рейды по выявлению нарушителей. При этом в адрес некоторых перевозчиков были направлены претензии, а особо злостных и упертых уже попытались привлечь к ответственности в Арбитражном суде. Более того, неоднократно звучали намеки на то, что не все желающие попадут в конкурсные списки при заключении новых договоров на перевозку.

«Предприниматели забывают, что критерии качества, удобства и корректности их работы, безусловно, будут учитываться при проведении новых конкурсов на право перевозки волгоградцев, и попытка «урвать» сегодня лишний рубль может в дальнейшем выйти им боком», – подчеркивал господин Новиков во время одного из таких рейдов. – Для нас теперь понятно, кто в Волгограде не хочет работать по правилам и кто в будущем не впишется в новые транспортные схемы».

Эксперты сайта убеждены, что действия чиновников по урегулированию движения пригородных маршруток были не продуманы и, возможно, носили коррупционный или заведомо решенный характер.

Поделиться

«Волгоградские чиновники отказываются принимать к действию уже упомянутый 220-й Федеральный закон, – уверен председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация пассажирских автотранспортников» Юрий Белоусов. – В нем четко и очень жестко прописан порядок взаимоотношений и организации пассажирских перевозок. Наши же чиновники показывают либо полное незнание положений этого закона, либо знание его, но переворачивание его постулатов в своих интересах.

Те правила организации пассажирских перевозок в городе Волгограде, на которые ссылались наши руководители, – это муниципальный акт нормотворчества, документ местного значения, который мог бы содержать все, что угодно. При этом городские чиновники своим обращением влезли в сферу деятельности областного комитета, навязав городские нормы. Уже поэтому принятые решения противоречат законодательству.

Желание облкомтранса навести таким образом порядок в сфере безопасности дорожного движения похвально, но это не их «епархия», – считает господин Белоусов. – Этим должны заниматься сотрудники ГИБДД в первую очередь, но не исполнительная власть. Поэтому очень неубедительно звучали заявления о сокращении маршрутов в целях безопасности на дорогах Волгограда».

Еще на один нюанс взаимоотношений пригородных перевозчиков и областной власти обратили внимание эксперты. При заключении новых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров претенденту предлагается получить одобрение муниципального перевозчика, в случае с Волгоградом это монополисты горэлектротранспорта МУП «Метроэлектротранс» и ПАТП №7, осуществляющее городские автобусные перевозки.

«Пока никаких документов на этот счет нет, но об этой «инициативе» говорят многие перевозчики, столкнувшись с необходимостью перезаключить договор, – подчеркивает господин Белоусов. – Ни один из игроков рынка добровольно не пойдет на создание в зоне своего влияния многочисленных конкурентов, стало быть здесь прослеживается либо коррупционная составляющая, либо претендента заведомо ожидает отрицательный ответ. Соответственно и разрешения на перевозку предприниматель не получит».

Эксперты подчеркнули и еще один момент, который, по их мнению, совершенно не принимался во внимание в момент рождения указанных постановлений.

«Закон обратной силы не имеет, – напомнил волгоградский юрист Юрий Подлобошников. – Все маршруты в свое время были согласованы в соответствии с законными требованиями. Причем в согласовании принимали участие и городские чиновники. Теперь принимается новое решение о том, что существующие маршруты неудобны и даже вредоносны для Волгограда, поэтому стоит их ограничить чертой города».

Поделиться

Главным же аргументом в споре с волгоградскими властями эксперты назвали коммерческую востребованность маршрутов.

«Рынок перевозок самостоятельно регулирует востребованность тех или иных маршрутов, уверен Юрий Подлобошников. – Если маршрут пользуется спросом, коммерчески выгоден – значит для пассажиров его нужно сохранять. Нерентабельные маршруты отомрут сами, как это стало с десятками направлений, на которые были оформлены разрешения».

Волгоградские перевозчики остались удовлетворены решением антимонопольного органа, однако, предполагают встречные иски регионального транспортного комитета в Арбитражный суд.

«Уверен, что решение УФАС стало для комтранса неприятной неожиданностью, – рассказал руководитель Волжской ассоциации маршрутчиков Алексей Гуполов. – Они были убеждены, что апелляция к безопасности граждан станет самым весомым аргументом для контролирующего органа при вынесении решения.

Тем не менее, подтвердить это им оказалось нечем. Более того, вопросы безопасности дорожного движения не входят в сферу деятельности этого учреждения – этим ведает служба ГИБДД. Письма из волгоградской мэрии, в которых указывалось на чрезмерное присутствие пригородных маршруток на улицах областного центра также не могут служить основанием для нарушения федерального законодательства».

Получить комментарий в региональном комитете транспорта и дорожного хозяйства по вопросу признания незаконности принятых документов не удалось. Ни по одному из телефонов комитета не нашлось сотрудника, компетентного в вопросах взаимоотношений с перевозчиками.

Уже в ближайшее время «урезанные» маршрутки продолжат движение до прежних конечных остановок, а пассажиры перестанут искать варианты совместить маршруты. Первый раунд в борьбе за сердца и кошелек волгоградских пассажиров областная администрация проиграла. Ждем следующих шагов наших чиновников. Остается надеяться, что проигравшими на этом «поле боя» не останемся мы, обычные пассажиры.

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter