В Волгограде на гарантийный ремонт закрывается туннель на Тулака. Это уже третий объект за последние шесть лет, который очень ждали волгоградцы и который закрывается на ремонт спутя полгода после торжественной церемонии открытия.
Открыла этот позорный список вторая очередь Сарептского путепровода в Красноармейском районе, которая была открыта в конце декабря 2008 года. В июне 2009 года он был закрыт на капитальный ремонт в связи с серьезными недоработками, допущенными в процессе укладки асфальта фирмой-подрядчиком, поэтому было принято решение закрыть путепровод для устранения всех выявленных недочетов. Однако генподрядчик заявил, что на момент предъявления претензий объект еще не был сдан в эксплуатацию.
Второй инцидент, получивший широкую огласку не только в Волгоградской области, но и в России, связан с одним из знаменитых волгоградских долгостроев – мостовым переходом через Волгу, сданным в эксплуатацию в 2009 году. В мае 2010 года сооружение удивило весь мир своими «танцами». Амплитуда колебаний, по разным оценкам, достигала от одного до двух метров. Причины инцидента установили только через два месяца специалисты центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского. Причиной волновых колебаний моста через Волгу явился ветровой резонанс. В конструкцию моста внесли изменения, установили специальные демпфирующие устройства, и колебания прекратились. Полностью для движения мост был открыт в августе 2010 года, однако за его поведением до сих пор ведется круглосуточное наблюдение.
Третий объект в списке открытых с помпой и вставших через полгода на ремонт – долгожданный туннель на Тулака, торжественно открытый 19 ноября 2015 года. Со следующей недели на объекте начнутся работы по гарантийному ремонту начавшего протекать открытого только в конце прошлого года туннеля на Тулака. Выполнять их будет ОАО «Волгоградметрострой».
В перечень работ, которые предстоит выполнить генподрядчику, входит устранение дефектов с гидроизоляцией в бетонном своде объекта. Работы будут проводиться поочередно в каждом из тоннелей с перекрытием двух из трех автомобильных полос. Схема находится на согласовании в комитете дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды. Планируется, что ремонт продлится около трех недель.
Экс-руководитель комитета строительства Волгоградской области Николай Кундрюков предположил, что причины, по которым важные для города объекты закрываются на исправления недоделок, достаточно просты.
«Я сам смотрел, как "плясал" мост через Волгу и подтверждаю, что это не фотошоп, – прокомментировал господин Кундрюков. – Там, на мой взгляд, была допущена ошибка проектирования. Частота собственных колебаний пролетной конструкции была выбрана не верно. А скорее всего, ее никто и не учитывал. Ветер был тогда сильный и вдоль Волги. Он создал динамическую нагрузку, частота колебаний которой совпала с частотой собственных колебаний конструкции. Во всем мире эту проблему решают на ранних стадиях проектирования при помощи дедовского метода: натурных испытаний на макете При таких колебаниях мост должен был рухнуть, но проектировщики значительно перезаложились в других расчетах и также строители сработали качественно. По проколу на Тулака проблема банальней. Значительные проблемы, связанные с отсутствием консервирования на моменты остановки строительства. Это дорого и источник финансирования этих работ – бюджет... Теперь эти затраты переложат на подрядчика – это плюс... Вторая проблема – низкое качество контроля со стороны заказчика. Степень влияния этих факторов на данную ситуацию я оцениваю как 70/30».
Руководитель ООО «ПСО Волгоград» Михаил Норкин уверен, что в обилии недоделок, проявляющихся в последние 15–20 лет, виноваты спешка и отсутствие должного контроля за строительством.
«Любой важный для города объект, как правило, сдается к какому-нибудь празднику, торжеству или же к определенной дате, – прокомментировал господин Норкин. – Соответственно, процессы строительства пытаются ускорить всеми возможными способами, прекрасно зная, что на объекте возможны недоделки. Плюс ускорение автоматически означает падение качества. Возникает вполне логичный вопрос: а где проверяющие? Они есть, но, к сожалению, того количества инспекторов Ростехнадзора и Госстройнадзора недостаточно, плюс при начале строительства согласовывается план проверок, в результате которого инспектор может зайти на площадку в лучшем случае раз в квартал. Представляете, сколько за это время можно успеть построить? Поэтому весь контроль заключается в изучении актов выполненных работ, перепроверить которые невозможно.
Совсем другое дело было, когда объекты контролировались еженедельно. Причем эта ситуация сложилась не вдруг, не вчера, а лет 15–20 назад. При этом отмечу, что механизмы воздействия на подрядчиков все же предусмотрены. Законом устанавливается гарантийный срок, который составляет пять лет. За это время все недоделки подрядчик должен устранять за свой счет. Кроме того, Градостроительный кодекс прямо говорит, что в случае, если дефекты строительства повлекли за собой причинение ущерба, он тоже подлежит возмещению в полном объеме. Кроме того, и подрядная организация, и контролирующий орган, который не увидел нарушений, подвергаются весьма крупным штрафам».
Фото: Фото Максима Кузнецова, Евгения Голованова и Ивана Луценко