Во вторник в Челябинске началась опрессовка и в домах отключили горячую воду – напомнили, что скоро зима. Пока в памяти свежи впечатления от зимнего вождения, отметил для себя, что мои шипованные колеса еще одну зиму выдюжат, аккумулятор после 6 лет эксплуатации – живой, только надо вовремя подливать дистиллированную воду, масло-свечки на заметке.
Но холодная вода в кране и предстоящее в выходные дни похолодание до заморозков навеяли тему о пуске двигателя зимой. Сколько мнений высказано, сколько копий сломано… А в общем-то речь идет о качестве изготовления нынешних двигателей.
В стародавние времена коленчатый вал выпиливали из болванки напильником. Чтобы он притерся к шатунам, нужно было время. И не дай бог после обкатки двигатель не разогреть до рабочей температуры, прежде чем ехать: или стуканёт, или заклинит.
Еще лет двадцать назад прогрев двигателя был обязательным – процесс изготовления деталей и сборки двигателя предусматривал большие зазоры, а применяемые материалы плохо дружили друг с другом по тепловому расширению. Но время идет, все течет, все меняется.
Все ныне выпускаемые в эксплуатацию на территории РФ автомобили должны отвечать требованиям Технического регламента, который через ГОСТы выдвигает требования к производителям комплектующих, в том числе двигателей.
В отношении двигателей в ГОСТах указаны временные рамки по подготовке двигателя к принятию нагрузки после пуска: не более 8 минут при температурах окружающей среды не выше -20°С и не более 10 минут при температурах не выше -30°С (с применением устройств облегчения пуска).
Фактически обозначение временных рамок устанавливает требования к качеству двигателя. Если двигатель не в состоянии выйти на определенный ГОСТом режим работы за указанное время, например, из-за больших зазоров или из-за неравномерного прогрева, то его не допустят к эксплуатации.
Испытания проводят на специальном стенде, где двигатель соединяют одним валом с генератором, имитирующим нагрузку на двигатель, как во время движения автомобиля. Перед пуском двигатель охлаждают до нужной температуры. После пуска, во-первых, должны заработать все цилиндры, во-вторых, двигатель должен начать реагировать на работу педалью акселератора (педалью подачей топлива).
Второе требование лично я понимаю так, что обороты двигателя должны опуститься ниже, чем требуется для начала движения. Например, на моем автомобиле, чтобы начать движение, необходимо педалью акселератора поднять обороты примерно до 1200 в минуту. Понятно, что после пуска нужно дождаться, когда обороты станут меньше. Я дожидаюсь падения оборотов ниже 1000 в минуту.
А дальше на стенде, постепенно увеличивая нагрузку на генераторе и увеличивая обороты двигателя, измеряют время, в течение которого двигатель будет готов принять нагрузку «с моментом не менее 50% от максимального при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному моменту по внешней скоростной характеристике двигателя».
Производители в руководствах к автомобилям рекомендуют готовить двигатель к принятию нагрузки в движении. Например: «Аккуратная езда с небольшой скоростью до полного прогрева двигателя предпочтительнее прогрева двигателя на холостом ходу на стоянке».
Детская память – цепкая. Когда еще только выучился читать, то, как и все дети, читал все подряд. В одном из учреждений, где был с мамой, я прочитал табличку: «Головные уборы и галоши сдавать в гардероб». Я понял тогда, о чем идет речь. А сейчас молодежи трудно объяснить, что такое галоши, зачем они были нужны, и почему их нужно сдавать в гардероб. Рассуждения о необходимости прогрева двигателя – из той же оперы. Лет через 20 молодежи невозможно будет объяснить, зачем вообще нужна была эта процедура?
Кстати, во дворе и жилой зоне стоянка с работающим двигателем запрещена. Событие «стоянка» по ПДД наступает через 5 минут после события «остановка». Таким образом, прогрев двигателя в течение 5 минут после пуска вполне допустим и не противоречит ПДД. На фоне указанных выше 8 и 10 минут до принятия двигателем нагрузки этого вполне достаточно, чтобы далее прогревать двигатель в движении.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора