По статистике ГИБДД, в Волгограде ежедневно происходит больше сотни мелких аварий, в которых страдают только автомобили. Как показывает практика, водители не успевают еще обменяться взаимными претензиями, как откуда ни возьмись появляется человек в желтой жилетке, называет себя аварийным комиссаром и предлагает оформить ДТП без шума и пыли, оплатив сумму ущерба в день обращения.
Любая авария – это всегда стресс для человека. Соответственно, пострадавший автомобилист без раздумий соглашается на предложение аварийного комиссара, который, к тому же, обещает выплатить даже больше, чем страховая компания, ставит подписи в двух-трех документах, в этот же день получает заранее оговоренную сумму и довольный уезжает ремонтироваться. До тех пор, пока не придет письмо из налоговой инспекции с требованием заплатить налог. При этом налогооблагаемая сумма в несколько раз больше той, что получил человек.
Наглость и немного мошенничества
«На самом деле, схема, по которой работают нечестные на руку аварийные комиссары, довольно проста, – прокомментировал директор Волгоградского филиала страховой компании «Макс» Александр Королев. – Человек подписывает договор цессии, фактически продавая свой долг так называемым автоюристам, которые работают с недобросовестными на руку оценщиками. В результате сумма ущерба, которая предъявляется страховой компании, вырастает в разы. Приведу один простой пример: человек попал в аварию, в результате ДТП пострадало только зеркало заднего вида. Сумма ущерба составила всего десять тысяч рублей. Однако в заявлении, которое нам прислали автоюристы, фигурировала сумма в 45 тысяч рублей. В оценке, сделанной экспертом автоюристов, добавилось еще и повреждение двери, которого на самом деле и не было. То есть автоюристы вместе со «своим экспертом» путем подлога, мошенническими действиями, увеличили сумму ущерба. А это уже статья УК РФ. Благо, человек пошел с нами на контакт, и мошенникам не удалось заработать на страховой компании. Однако же гораздо чаще происходит так, что люди свято верят так называемым автоюристам и «независимым экспертам», фактически становясь соучастниками мошенничества».
Стоит отметить, что в настоящее время страховым компаниям невыгодно занижать стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Во-первых, потому, что оценка ущерба происходит по Единой методике, поэтому оценка автоэксперта, которого назначила страховая компания, и оценка автоэксперта с так называемой независимой экспертизы не будут различаться. Более того, возмещение ущерба в страховой компании выгодно и тем, что человек вместо денег может получить ремонт на сертифицированном СТО и получить после ремонта автомобиль, найти на котором следы ДТП практически невозможно.
Единственный минус законного получения возмещения ущерба – это то, что необходимо потратить определенное количество времени для обращения в страховую компанию. Но, в конечном счете, это оборачивается грандиозной экономией нервов, что гораздо ценнее сиюминутной выгоды, и, в конечном счете, денег. Тем не менее, люди продолжают пользоваться услугами автоюристов, предпочитая получить все «здесь и сейчас», особо не задумываясь о дальнейших последствиях.
«Оплата за каждый чих»
Председатель Волгоградского регионального отделения всероссийской общественной организации «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян предположил, что подобные не совсем честные схемы выплат в случае ДТП стали возможными из-за попустительства правоохранительных органов:
«Полное отсутствие каких-либо действий со стороны правоохранительных органов в Волгоградской области привело к тому, что в регионе появились целые группировки так называемых автоюристов и автоэкспертов, которые творят откровенный беспредел, – прокомментировал господин Оганесян. – Если человек попал в ДТП и ему говорят, что мы оставляем себе 30% от суммы ущерба, взамен представляем твои интересы перед страховой компанией – это нормальное явление. Но гораздо чаще, человеку выплачивают всю сумму ущерба целиком, покупая у него право требования выплаты страхового возмещения со страховой компании, и потом обращаются в суд с иском, сумма которого, как правило, в несколько раз выше, чем была выплата человеку. В эту сумму включается все, в том числе и экспертизы, которые зачастую очень сомнительного качества. Как результат, страховые компании при помощи таких вот автоюристов потеряли, по разным подсчетам, от 10 до 12 миллиардов рублей, превратившись из прибыльных в убыточные.
Отмечу, что мы собирали представителей служб безопасности страховых компаний, вместе с ними и представителями правоохранительных органов проводили круглые столы. Безопасники говорили о конкретных примерах и мошеннических схемах, по которым работают мошенники. Но я не припомню ни одного уголовного дела, направленного в суд по факту мошенничества в сфере автострахования. Так как по материалам, направляемым со страховых компаний, процессуальные проверки сотрудниками ОВД проводятся не должным образом, а возбужденные уголовные дела так и остаются без какого-либо надлежащего законного решения. Это может означать или то, что правоохранительные органы работают из рук вон плохо, либо же то, что они имеют какой-то свой интерес. Хотя все правоохранительные органы должны жестко пресекать любые подобные попытки, потому что сфера страхования – это не то, на чем должны зарабатывать мошенники, а страдать и платить за это должны добропорядочные жители».
За что боролись, на то и напоролись?
Известный Волгоградский юрист Михаил Вологин уверен, что в сложившейся ситуации виновны сами представители страховых компаний, однако считает, что и исправить эту ситуацию могут также сами страховщики.
«Начнем с того, что действия автоюристов связаны с тем произволом, который сейчас творят страховые компании, – прокомментировал господин Вологин. – Лично я уже два месяца не могу купить полис ОСАГО, имея на руках решение суда, которым суд обязал страховую компанию заключить со мной договор страхования. Вообще же, сфера автоюристов зарождалась на моих глазах, и многие мои знакомые оставили другие сферы юридической деятельности, занимаясь именно защитой автомобилистов. Потому, что сами страховые компании фактически спровоцировали появление рынка подобных услуг. Сначала они сильно занижали стоимость выплат, потом размещали пункты урегулирования убытков на окраине Волгоградской области, что вызывало массу неудобств для людей, чьи машины пострадали в результате аварий. Сейчас же новая напасть – отсутствие полисов или же страхование с огромным количеством дополнительных услуг. При этом сами страховые компании, несмотря на то, что имеют в своем штате юридический отдел, фактически пускают разбирательства в суде на самотек, самоустранившись от участия в процессах. На мой взгляд, такое положение дел выгодно, в первую очередь, страховым компаниям. Хотя бы потому, что на это можно списать массу убытков, потребовать очередного повышения тарифов ОСАГО и так далее. Впрочем, автоюристы могут исчезнуть так же быстро, как и появились. Для этого нужно нормализовать ситуацию с выплатами по ОСАГО, чтобы человек получал ту сумму, которой хватило бы на ремонт автомобиля, защищать свои интересы в суде, оспаривая те же результаты сомнительных экспертиз. Как показывает практика, любое противодействие по таким делам сводит на нет все желания недобросовестных юристов заработать на страховых компаниях. И третий, самый важный, на мой взгляд, аспект – повернуться, наконец, к клиенту лицом. Ведь еще недавно за месяц до окончания страхового полиса тебе звонил агент, назначал удобное тебе место и время встречи, продавал полис по вполне вменяемым ценам, не навязывая никаких «допов». Сейчас же человек, застраховав старые «Жигули» за 10 тысяч и потратив на это месяц времени, в случае ДТП вполне сознательно обращается к автоюристам, включая в оценку все повреждения, в надежде хоть как-то отомстить страховым компаниям за все неудобства при покупке ОСАГО».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com