Цены определяются курсами валют – эту мантру мы слышим уже два года, однако снижение курса доллара к отметке 62-65 рублей и евро к 70 рублям не принесли авторынку заметного облегчения: цены продолжают набухать. Почему?
Недешевая стабильность
С момента нашего предыдущего мониторинга из выборки 17 моделей цены возросли на шесть, и лишь одна модель – Citroen C4 – после рестайлинга подешевела (при прочих равных). Прибавка в цене для подорожавших моделей сравнительно невелика: в основном 1-3%.
Помимо цен мы добавили в таблицу строку с курсом доллара для соответствующих месяцев. Бросается в глаза следующее: например, в январе 2015 года при более дорогом долларе стоимость автомобилей была существенно ниже, чем сейчас. С тех пор цены на автомобили росли месяц от месяца, хотя курсы валют, случалось, и падали.
Объяснение простое: цена автомобилей хоть и зависит от курса валют, но, к счастью, не идет за ним след в след, иначе в периоды всплеска она бы менялась в разы. Автомобили дорожают медленнее валют, сглаживая пики американских горок, на которых раскачивается рубль. Коль скоро цены не растут пропорционально валютам, они и не падают пропорционально при их удешевлении. Здесь правильнее рассматривать не локальные колебания, а общий тренд, который, увы, не располагает к снижению цен.
Нынешняя стабилизация курса на уровне 60+ в любом случае означает почти двукратный рост стоимости доллара относительно благополучных времен, тогда как цены за этот период выросли в среднем на 10-30%. Поэтому незначительные откаты курсов мало что меняют в общей картине, а корректировку цен на отдельные модели правильнее объяснять «тонкой настройкой» под рыночную конъюнктуру.
С июня цены на одну или несколько моделей повысили KIA, Hyundai, SKODA, Ravon, Nissan, Ford, Mazda, Mitsubishi, Suzuki, BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Cadillac и ряд других марок. Иногда подорожание приурочено к обновлению моделей, например, АВТОВАЗ приподнял цену внедорожника 4x4, на 30-40 тысяч рублей подорожал обновленный «УАЗ-Патриот», на 33-58 тысяч – рестайлинговая Toyota Corolla. Обратные примеры реже: чуть доступнее при лучшем оснащении стал Citroen C4, а Mazda, например, добавила более доступную комплектацию для модели Mazda3.
Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)
*Рестайлинг и/или новый мотор.
**Рестайлинг + улучшенная комплектация Live.
Кроссоверы в тренде
Пример «тонкой настройки» – Hyundai Creta, продажи которой начались еще летом. Изначально заявленная цена в 849 900 рублей за версию с кондиционером хоть и не являлась демпинговой, однако сделала Creta доступнее основных конкурентов, поэтому модель быстро вырвалась в лидеры сегмента. Hyundai провел двухступенчатый «рестайлинг» стоимости Creta: в начале сентября и в начале октября все версии, кроме базовой (маркетинговой), подорожали на 10 тысяч рублей.
На пару с другой новинкой, Renault Kaptur, «Крета» существенно оживила сегмент кроссоверов, к которому было приковано повышенное внимание.
Для удобства мы сравнили стоимость близких комплектаций недорогих паркетников, среди которых ценовое лидерство по-прежнему удерживает Renault Duster. Тем не менее Kaptur, Creta и Ford EcoSport при прочих равных стоят ненамного дороже, и все четыре модели фактически олицетворяют сегмент «бюджетных» кроссоверов, если подобный эпитет еще применим к автомобилям стоимостью свыше 800 тысяч рублей.
Стоимость некоторых доступных кроссоверов
Покупать или ждать?
Рынок достиг точки равновесия, и при текущих курсах валют нет причин для снижения цен, как нет и резонов для их эскалации.
Большинство производителей продолжают заигрывать с покупателями: «реальная» и «субъективная» цена по-прежнему серьезно отличаются. Популярны так называемые маркетинговые комплектации с красивой ценой, но неудобным набором оборудования и малым объемом выпуска: можно вспомнить базовую Hyundai Creta за 749 900 рублей без кондиционера и подогрева сидений или Ford Focus с 85-сильным мотором и ценой от 834 тысяч (следующая комплектация стоит уже 971 тысячу).
Компенсировать ценовую эскалацию отчасти помогают разнообразные программы: к субсидируемой государством компенсации за утилизацию, трейд-ин и льготное кредитование автопроизводители нередко добавляют собственные скидки, как прямые, так и обусловленные. Например, на том же Ford Focus можно сэкономит более 200 тысяч рублей, воспользовавшись одновременно дисконтом, программой трейд-ин и льготным кредитованием. Понятно, что подобную скидку нельзя приравнять к прямой, однако тем, кто и без того планировал использовать соответствующие программы, она облегчит бремя.
Традиционной заманухой остаются «дешевые» автокредиты, например, Renault уже не первый год предлагает Duster под условный 0% годовых (эффективная ставка положительна, однако производитель компенсирует переплату за счет снижения стоимости).
И тем, кто уповает на подобные скидки, наверное, лучше не затягивать: все чаще звучит мнение экспертов и ведомств, что прямая поддержка авторынка не приносит пользы автопрому. Поэтому в будущем году привычные уже программы утилизации и трейд-ин, скорее всего, будут свернуты. Их место могут занять новые, однако адресованные другой аудитории, что видно уже по названиям: «Первый автомобиль», «Автомобиль для села», «Русский тягач». Массового орошения рынка бюджетными рублями уже не будет, а основную поддержку государство окажет самим автопредприятиям, причем тем из них, кто эффективнее локализует и экспортирует свою продукцию.
Совет покупателям остается прежним: если новый автомобиль в самом деле нужен, особенных причин откладывать покупку нет. Однако не слишком доверяйте цене, указанной в рекламных буклетах и даже в официальных прайс-листах: как правило, это лишь некая точка отсчета, тогда как реальная цена за автомобиль из наличия (или с разумным сроком доставки) может быть как выше, так и ниже указанной.
Импорт автомобилей обрушился, и единственной непремиальной маркой, которой удается держаться в лидерах при высокой доле импорта, остается Toyota. В остальном топ-25 популярных моделей состоит сплошь из машин отечественной сборки (после локализации RAV4), однако это не дает того иммунитета от валютных флуктуаций, на который мы надеемся. Валютная часть себестоимости велика даже в некоторых отечественных автомобилях (Lada Vesta, «УАЗ-Патриот»), не говоря об иномарках, хотя многие из них (Renualt Logan) по формальному уровню локализации близки к нашемаркам. Помимо дальнейшей русификации автопрома важным приоритетом стал экспорт, однако направление развивается пока слишком неспешно, чтобы компенсировать потери на внутреннем рынке.
Фото: Фото автора и Олега Каргаполова для компании «Первый независимый автоцентр»