В Сети появилась информация, что уже со следующего года сотрудники ГИБДД не будут выезжать для оформления аварий без пострадавших. Почему это не очень хорошая новость и чем может в итоге обернуться подобная политика невмешательства – расскажем в нашем материале.
Что случилось?
На днях Business FM сообщил, что глава МВД Владимир Колокольцев готовит приказ, согласно которому сотрудники ГИБДД перестанут выезжать на ДТП без пострадавших. Оформлять аварии в таком случае будут сами водители. Причем речь идет не только о тех ДТП, в которых участники определились, кто из них виновник, но и о спорных случаях.
А как сейчас?
Сейчас самостоятельно по Европротоколу оформляют аварии без пострадавших не многие. Сделать это можно при соблюдении нескольких условий. Во-первых, если это ДТП только на два автомобиля. Во-вторых, если у обоих водителей есть полисы ОСАГО. В-третьих, если участники аварии пришли к согласию, кто именно из них стал виновником случившегося. В таком случае действительно можно не терять времени на ожидание экипажа ДПС и воспользоваться Европротоколом.
Подробная инструкция по Европротоколу, а также ответы на самые часто задаваемые вопросы о процедуре самостоятельного оформления ДТП – в нашем материале «Не бойтесь Европротокола».
На сегодняшний день лимит страховых выплат за ДТП, оформленные с помощью Европротокола, составляет 50 000 рублей. С поправками в закон об ОСАГО, рассмотрение которых запланировано на весну 2017 года, он может увеличиться до 100 000 рублей. Кроме того, в Москве и Московской области, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть так называемый «безлимитный протокол». В нем сумма выплат может достигать 400 000 рублей, но при условии, что при оформлении место аварии было зафиксировано средствами ГЛОНАСС или GPS.
Почему ГИБДД не хочет ехать на ДТП без пострадавших?
Тут все просто и объяснимо – дело в банальном недостатке кадров. Причина, по которой нередко экипаж приходится ожидать на месте аварии по несколько часов, в большой занятости.
«Определенного времени ожидания экипажа ДПС не прописано, все выезды осуществляются в порядке очередности, – поясняют в ГИБДД. – Есть ДТП, на которые сотрудники выезжают в первую очередь. Это аварии с погибшими и пострадавшими людьми, с общественным транспортом, и если произошедшее создает серьезное препятствие для движения других транспортных средств».
Подводя итог: ГИБДД просто не хватает экипажей для выезда на оформление мелких аварий «по железу». Отсюда и долгие сроки ожиданий.
Чем плоха инициатива МВД не выезжать на мелкие аварии?
На сегодняшний день многие водители боятся самостоятельно оформлять аварии – даже в случаях, когда все очевидно и повреждения у автомобилей минимальны. Однако ситуация постепенно меняется. По данным страховщиков, в целом по России в этом году по Европротоколу оформлено 372 207 ДТП, тогда как за десять месяцев предыдущего 2015 года их было лишь 190 843.
Однако в инициативе МВД отказаться от выезда на аварии без пострадавших есть сразу несколько спорных моментов. Например, что делать с авариями, в которых участвуют три и более автомобилей? А что, если виновником ДТП стал вообще третий автомобилист, который с места происшествия скрылся? Кроме того, в нашей стране нередко причиной столкновения автомобилей может стать сама дорога, а точнее – ее неудовлетворительное состояние и несоответствие нормативам. Как мы знаем, дорожные службы в такой ситуации к ответу призвать можно, и нанесенный автомобилю ущерб с них запросить – тоже. Однако для этого необходимо, чтобы прибывший на место происшествия сотрудник ГИБДД оформил аварию и составил акт несоответствия состояния дорожного полотна нормативам.
Как призвать к ответу дорожников, если причиной аварии стали ямы, неубранный снег или инородные объекты на проезжей части, читайте в материалах «Копейск попал на 600 тыс. за убитый "мерс"» и «Ледышка разбила фару: кто возместит ущерб?».
Как в таких случаях автомобилисты должны оформить аварию самостоятельно? Важно, чтобы водители понимали, что им необходимо делать. А для этого нужна четкая инструкция, описывающая действия при всех возможных сценариях ДТП без пострадавших.
Чем чреват отказ ГИБДД от выездов на мелкие ДТП?
В случае со спорными авариями велик риск увеличения судебных разбирательств из-за выплат по ОСАГО. Кроме того, водителям инспектор на месте ДТП нужен в качестве третьей независимой стороны, которая поможет разобраться в спорной ситуации. Альтернативой арбитру от ГИБДД может стать, например, служба разбора страховой компании. Наверняка, в такой ситуации может увеличиться и спрос на услуги аварийных комиссаров.
Почему мелкие аварии нужно оформлять самостоятельно?
Актуально это будет для очевидных ДТП, при которых автомобили получили незначительные повреждения. Первая веская причина – экономия времени. Вместо того чтобы несколько часов ждать ГИБДД, самостоятельно оформляйте ДТП с помощью Европротокола.
Вторая причина: аварийный автомобиль является препятствием для движения другого транспорта. Соответственно, у водителя появляется обязанность убрать его с проезжей части (если повреждения от удара это позволяют сделать). В противном случае придется понести за это ответственность.
2.6.1 ПДД РФ: если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других ТС создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
За невыполнение данного пункта предусмотрен штраф в размере 1000 рублей по ч. 1 ст. 1227 КоАП РФ.
Марина Фомина
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com