Несмотря на более чем двукратное падение продаж с 2012 года, расходы россиян на автомобили сократились не столь значительно. Так, в 2016 году они потратили на покупку новых машин 1,8 трлн рублей, что на 1% больше, чем годом ранее (данные «Автостата»). Впрочем, интереснее сравнивать не с предыдущим годом, а с докризисными временами. В 2012 году расходы россиян на автомобили составили 2,1 трлн, в 2013 – 1,8 трлн и в 2014 году показали рекорд – 2,3 трлн. Таким образом, несмотря на существенное падение рынка в количественном выражении, денежный эквивалент все эти годы колебался около отметки 2 трлн рублей.
Причина такой «стабильности» понятна: уменьшение продаж компенсируется растущей средней стоимостью автомобилей, например, сейчас она приближается к 1,4 млн рублей. Для сравнения в 2012 году она составляла 840 тысяч рублей (и тоже считалась рекордной).
Росту средней стоимости способствует как прямое подорожание автомобилей, так и смещение спроса в область более дорогих версий и моделей автомобилей. Например, продажи массового сегмента снизились сильнее, чем премиального.
90% потраченных на автомобили денег достались производителям иномарок, тогда как российские производители «освоили» лишь десятую часть. Рыночная доля отечественных автомобилей при этом составляет около четверти, но сказывается меньшая цена. При этом динамика позитивная: в 2016 году россияне потратили на автомобили отечественных марок 200 млрд рублей, что на 12% лучше показателей годичной давности.