Когда я веду занятия в автошколе, то по многим вопросам из билетов хочется дать особые комментарии. Бывает, что на приведенных ниже вопросах заостряю внимание, бывает, об их особенностях умалчиваю. Предполагаю, что повторение некоторых вопросов из билетов и комментарии к ним вам будет интересны.
Вопрос: с какой максимальной скоростью вы имеете право продолжить движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т?
Правильный ответ: 80 км/ч.
Комментарий: ситуация, приведенная на картинке, – гипотетическая. Там, где ходят пешеходы, никто и никогда не позволит повышать скорость. Разрешенная скорость в населенном пункте выбрана не случайно, и 60 км/ч в городе – своеобразный компромисс. Перевозить грузы по городу необходимо, и чем меньше времени занимает перевозка, тем ниже ее себестоимость. Но в городе велика вероятность появления пешеходов на проезжей части. 60 км/ч – это максимальная скорость, при которой наезд на пешехода дает ему шанс выжить. При скоростях выше 60 км/ч у пешеходов шансов фактически нет.
А там, где пешеходов нет, то повышать скорость для снижения себестоимости перевозок сам бог велел. Есть альтернативный вариант увеличения пропускной способности – реконструировать и расширять дороги. Но это дорого.
Вопрос: с какой скоростью вы имеете право продолжить движение в населенном пункте по правой полосе?
Ответ: не более 60 км/ч.
Комментарий: знак «Ограничение минимальной скорости» придуман для увеличения пропускной способности дорог. Кто хочет ехать быстро – встает в левую полосу, кто не хочет – встает в правую. Простейшая логика, которая без реконструкции дороги и не в ущерб безопасности позволяет увеличить пропускную способность дороги.
Только в реальной жизни о существовании знака в ГАИ и муниципалитетах давно позабыли. Впрочем, и вряд ли знали.
Вопрос: как следует поступить водителю легкового автомобиля при приближении автомобиля оперативной службы?
Ответ: перестроиться на правую полосу.
Комментарий: по справедливости ответ правильный. Так и учат в автошколах. По ПДД – ответ неверный. Водитель обязан уступить дорогу, то есть из буквального прочтения ПДД водитель «не должен продолжать движение». Другими словами, водитель обязан остановиться, а как его будут объезжать полицейские, скорые, пожарные или МЧС – не проблема водителей.
Напоминаю, что ПДД утверждены Правительством РФ. И именно Правительство РФ с подачи МВД вносит в них изменения. С какого перепуга в ПДД десятки лет существует данная несуразица – не понятно. Зато любой полицейский или шофер скорой помощи с пеной у рта будет доказывать, что водитель обязан взлететь перед его автомобилем с мигалкой, если нет возможности отвернуть вправо или влево.
Вопрос: в каком месте вам следует остановиться?
Ответ: перед светофором.
Комментарий: Останавливаемся перед светофором, потому что на одной стойке со светофором смонтирован знак «Стоп-линия». Подобная практика оправдана экономией средств, поскольку не надо тратиться на отдельную стойку под знак «Стоп-линия».
А теперь включайте логику. Как вы сможете увидеть, что вам загорелся зеленый сигнал, если остановитесь напротив светофора? Аналогичная логика заложена и в ГОСТ: знак «Стоп-линия» и сама «Стоп-линия» на перекрестках ставятся и наносятся за 3-5 метров до светофора.
Однако существует большая и глобальная мудрость ГАИ. Огромное количество перекрестков оборудовано так, как показано на картинке, а перекрестки с автоматическими камерами – по ГОСТу. Водители по привычке на перекрестках с автоматическими камерами проезжают до светофора, и текут финансовые реки безбрежные и глубокие в закрома родины.
Следующий вопрос без рисунка.
В каких случаях разрешается эксплуатация транспортного средства?
Содержание вредных веществ в отработавших газах или дымность превышают установленные нормы.
Нарушена герметичность системы питания (топливной системы).
Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости.
Уровень внешнего шума превышает установленные нормы.
Правильный ответ: 3. Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости.
Комментарий: это по ПДД правильный ответ. А по закону правильного ответа здесь нет. Согласно приложению к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» неработающий указатель температуры охлаждающей жидкости никак на безопасность дорожного движения не влияет.
А по Техническому регламенту все стрелочки и лампочки на панели приборов должны быть работоспособны. Но попробуйте учить курсантов закону – и они просто завалят экзамен.
Поправки в «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», приводящие ПДД в соответствие с текущим законодательством, лежат под сукном с лета 2015 года. Полицейским вопрос до лампочки, а автошколы – народ подневольный. Так и живем.
Фото: Иллюстрации с сайта Gibdd.ru