Если на вашем автомобиле установлено дополнительное оборудование (фаркоп, лебедка, ГБО, ДХО и т. д.), то инспекторы после остановки могут потребовать от вас разъяснений, получали вы «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию» или нет, указан номер данного «свидетельства» в ПТС или нет? Если выяснится, что никакого «свидетельства» вы не получали, то инспекторы выписывают штраф и требуют вернуть автомобиль в исходное состояние, в противном случае грозят аннулированием регистрации.
Насколько это законно? В глобальном большинстве случаев – абсолютно незаконно. И как ни странно, утверждение «Я так всю жизнь проездил» является оправданием ваших действий. Но обо всем по порядку.
Во-первых, напомню процедуру внесения изменений в конструкцию автомобиля, которая действует на сегодняшний день:
1. До начала работ:
Пройти предварительную техническую экспертизу.
Получить разрешение в ГАИ на внесение изменений.
2. После выполнения работ:
Пройти повторную экспертизу.
Пройти техосмотр.
Получить свидетельство и занести его номер в ПТС.
Внимание, вопрос. Эта процедура всегда действовала? Ответ: нет. Данная процедура действует с 1 января 2015 года. А что было раньше? Этот вопрос многих ставит в тупик, поскольку никто раньше и не задумывался, какой на тот момент был порядок. Да и инспекторы при регистрации и перерегистрации в ГАИ смотрели на все эксперименты с автомобилем сквозь пальцы.
Стоп! Но если в конструкцию автомобиля внесены изменения, не отвечающие требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, то автомобиль зарегистрирован не будет. Если автомобиль с изменениями в конструкции регистрацию прошел, значит на тот момент претензий к нему не было! «Вот где собака порылась», – М.С. Горбачев.
Теперь достаточно вспомнить, по какой статье привлекают водителей к ответственности за эксплуатацию автомобилей с изменениями в конструкцию. А привлекают их по ч. 1 ст. 12.5 КоАП, ссылаясь на п. 7.18 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», по которому внесение изменений в конструкцию без разрешения ГАИ запрещено.
Мысль уловили?
ГАИ, с одной стороны, требует получения «Свидетельства о внесении изменений в конструкцию» с соответствующей отметкой в ПТС, а с другой стороны – данного требования в «Основных положениях по допуску» нет. Следовательно, и наказания быть не может. Вводя в действие новый «Технический регламент», в правительстве не позаботились внести изменения в ПДД и «Основные положения по допуску»!
И если вы лет десять назад поставили на свой автомобиль, например, тягово-сцепное устройство, пусть и без разрешения ГАИ, но затем автомобиль проходил перерегистрацию, то ваше ТСУ с точки зрения ГАИ соответствовало требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе соответствовало требованиям п. 7.18 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». То есть ГАИ процедурой регистрации разрешила внесение изменений в конструкцию, и привлекать вас сегодня по ч. 1 ст. 12.5 КоАП она права не имеет.
Соответствующие поправки в ПДД и «Основные положения» лежат под сукном с 12 мая 2015 года. И когда они будут приняты – неизвестно. А пока рак на горе не свистнул, продолжайте спокойно ездить и при остановке инспектором говорите, что изменения были сделаны до регистрации автомобиля.
P.S. Понятно, что статья основана на судебной практике.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора