В перспективе нескольких лет Госавтоинспекция, скорее всего, будет полностью реорганизована, и вот какие идеи обсуждаются и воплощаются уже сейчас.
Камеры видеофиксации
Самый очевидный пункт – ставка на автоматические комплексы. Уже сейчас соотношение «камерных» и рукописных постановлений – 2:1, и тенденция к росту доли автоматических штрафов сохранится. Превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, непропуск пешехода – все визуальные нарушения рано или поздно будут фиксироваться с помощью автоматики. «Живые» патрули не исчезнут, но будут работать по специфическим нарушениям, например, езде в нетрезвом виде.
Главной инновацией в этой области станет, скорее всего, внедрение невизуальных средств контроля, например, на основе системы «Эра-Глонасс» или RFID-меток в госномерах.
Видеорегистраторы вместо засад
Самая интересная часть грядущих реформ связана с приданием видеорегистраторам и смартфонам статуса средств автоматической видеофиксации нарушений.
Идея обсуждается с прошлого года, и есть два готовых законопроекта (Минкомсвязи и МВД). Причем второй предлагает не только штрафовать водителей по записям, но и лишать их прав в случаях, предусмотренных КоАП (сейчас за нарушения, зафиксированные камерами, – только штрафы).
Первое рассмотрение инициативы Госдумой состоится в ближайшее время, и, по данным «Российской газеты», концепция уже сформулирована.
Основной технической сложностью станет разработка приложения для смартфонов, которое исключит возможность редактирования видеозаписи и обеспечит ее быструю отправку в центр обработки ГИБДД.
Уточню также, что наказать водителя по видеозаписи формально можно и сейчас, но процедура забюрократизирована настолько, что трудоемкость процесса не оправдывает результат. Главное отличие нового подхода в том, что штраф будет выписываться в заочном режиме на имя владельца автомобиля, который вправе оспорить его адекватность или предъявить полиции истинного виновника.
Расформирование ГИБДД
И, наконец, самая глобальная идея, которую никто не подтверждает официально, но все активно обсуждают в кулуарах. ГИБДД как независимая подструктура МВД может прекратить существование уже с 2018-2019 годов. Речь о ее объединении с ППС (патрульно-постовой службой), увеличении таким образом численности и «функциональности»: объединенные экипажи смогут действовать на широком фронте, от ловли нарушителей ПДД до бытового криминала.
Курс на внедрение камер и регистраторов лишает ГИБДД самой наглядной функции – ловли мелких нарушителей. С другой стороны, потребность в «пехотинцах», которые работают в поле, нисколько не снизилась, например, их задачей будет выявлять машины с поддельными номерами, пьяных водителей, нелегальных гонщиков и так далее. Поэтому взаимное усиление ДПС и ППС считается перспективной идеей на верхах, хотя большая часть экспертов на местах высказывается крайне скептически. В первую очередь потому что ДПС и ППС – структуры совершенно разные, как с точки зрения законодательства и нормативов, так и уровня подготовки личного состава.
Как выглядит дорожная полиция будущего
Стереотипному гаишнику в жилетке с жезлом и радаром, судя по всему, грозит скорое вымирание. Контроль за рутинными нарушениями отдадут профессиональным и любительским камерам: если с появлением соцсетей размылась грань между авторами и читателями, то с появлением регистраторов-стукачей исчезнет водораздел между контролерами и нарушителями.
По серьезным нарушениям и преступлениям будет работать полиция на основе экс-сотрудников ДПС и ППС.
От структур ГИБДД останется специфический функционал, например, регистрация автотранспорта, прием экзаменов, разбор ДТП и т. д. Впрочем, эти услуги по большому счету не связаны непосредственно с «силовой» составляющей МВД и при желании могут быть поручены гражданским структурам, как в свое время произошло с техосмотром. Например, оформление ДТП – задача для страховых, а прием экзаменов не прочь взять на себя сами автошколы.
Вероятно, основное усиление ждет отделы, которые обрабатывают записи с камер видеофиксации, как автоматических, так и любительских. Поэтому гаишник будущего может выглядеть как офисный сотрудник со всеми его атрибутами: монитор, компьютер и пакетный чай.
Не исключено, что году к 2030 сотрудник ГИБДД с радаром и жезлом станет таким же анахронизмом, как жандарм в каске и с подкрученными усиками.
Фото: Фото автора