Автомат или механика — еще десять лет назад такой выбор не стоял, и в основном все выбирали механическую коробку. Но ускорение технического прогресса в проектировании авто меняет и мнение автовладельцев. Специализированное агентство «Автостат» опубликовало на своем портале информацию, что по итогам первого полугодия этого года количество проданных авто с автоматической коробкой составляет 55,5%. При этом доля машин с АКПП третий год подряд превышает 50% и продолжает расти.
Механическая и автоматические коробки передач имеют свои плюсы и минусы, сравним их и посмотрим, почему увеличивается доля машин на автомате.
Комфорт
Современный водитель большую часть времени проводит в городе, а значит, вынужден стоять в пробках. В таком случае автомобиль на механике требует постоянного переключения передач, что утомляет. Автоматическая коробка гораздо удобнее и комфортнее. Для начинающих водителей автомат — лучший выбор по сравнению с механикой, так как облегчает процесс трогания с места, особенно на подъеме. Именно АКПП сбережет нервы новичка, когда ему будут сигналить, требуя быстрее начать движение.
«С точки зрения комфорта управления машиной автоматическая коробка передач выигрывает у механической».
Стоимость обслуживания
Относительно простая конструкция механической коробки дает следующие преимущества:
длительный ресурс эксплуатации при соблюдении требований к обслуживанию;
относительно недорогой ремонт, который могут выполнить на любой станции технического обслуживания.
У начинающих водителей в качестве дополнительных расходов предстоят затраты на замену сцепления, которое они по неопытности часто сжигают. В случае автоматической коробки это невозможно в принципе. Но если автомат сломался, то стоимость его замены существенно превышает ремонт механической коробки.
Сравнивая длительность эксплуатации МКПП и АКПП, необходимо учитывать, какой именно автомат установлен на автомобиле:
гидромеханический (так называемый классический автомат);
робот;
вариатор.
Максимальным ресурсом обладает классическая гидромеханическая коробка передач.
«Ремонт и обслуживание коробки автомат превышает по своей стоимости аналогичные работы для механической».
Расход топлива
Опытный водитель за счет своевременного переключения передачи на механике показывает меньший расход топлива, чем на автомате. В большинстве случаев сравнивается современная 6-ступенчатая механическая коробка передач и классический 4-ступенчатый автомат. В тоже время современные технологии сочетания АКПП и турбированных моторов демонстрируют меньший расход топлива. Например, это касается SKODA OCTAVIA, которая с двигателем 1.4 TSI и коробкой 7DSG в смешанном режиме потребляет 5,3 литра на 100 километров. При этом чешский седан демонстрирует высокий уровень безопасности и вместительности.
«Явное лидерство автомобилей на механике, с точки зрения потребления топлива, начинает уменьшаться за счет сочетания современных турбированных моторов и автоматической коробки».
Управляемость автомобилем
Водители, выбирающие механику, считают, что полностью контролируют машину и управляют ей. При движении по прямой на трассе это так, но при езде в городе необходимо постоянно выжимать сцепление и переключать передачи самостоятельно. Автомат все эти заботы берет на себя, достаточно переключить коробку в положение D и дальше регулировать весь процесс нажатием на педаль газа. Для любителей активной езды в машинах с АКПП предусмотрен ручной режим управления, когда можно самостоятельно переключать передачи.
«Управлять машиной с автоматической коробкой гораздо удобнее, чем с механической».
Езда по бездорожью
Автомобили с механической коробкой передач показывают лучшие результаты с точки зрения проходимости и преодоления препятствий. Например, за счет быстрого переключения машина выбирается из трудного участка враскачку. Такое может пригодиться, если вы оказались в грязи, на заснеженном участке или в песке. Автомат в таком режиме долго не продержится и перегревается. Полноприводный Renault DUSTER с 6-ступенчатой механикой демонстрирует хорошие результаты проходимости там, где нет асфальта. Об этом пишут не только владельцы кроссовера на профильных сайтах, но это мнение подтверждается и в результате профессиональных тестов. Популярный журнал «За рулем» провел тестирование DUSTER с 6МКП на военном полигоне в Прибалтике, где автомобиль продемонстрировал отличные результаты по преодолению препятствий*.
Пониженная передача, которой оснащаются машины на механике, предназначена для езды там, где нет асфальта или хорошей грунтовой дороги. Подобная функция для автоматической коробки реализуется за счет перевода ее в ручное управление или в режим L (пониженная передача).
Выручает механика и тогда, когда приходится буксировать автомобиль. Для машин на автомате требуется вызывать эвакуатор.
«Если требуется часто ездить там, где асфальта нет, то автомобиль с механической коробкой обладает преимуществом по сравнению с машиной на АКПП».
*Renault Duster на военном полигоне и дорогах Прибалтики. Режим доступа — ссылка на сайт.