СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Время покупать автомобиль

По Волгограду упорно ползут слухи, что в скором будущем подержанные иномарки резко подешевеют. По информации агентства «ОБС» (Одна Бабушка Сказала), за годовалую «Сонату» сейчас просят чуть ли не половину ее цены...

Поделиться

Поделиться

По Волгограду упорно ползут слухи, что в скором будущем подержанные иномарки резко подешевеют. По информации агентства «ОБС» (Одна Бабушка Сказала), за годовалую «Сонату» сейчас просят чуть ли не половину ее цены. И даже называют причины, по которым иномарки стремительно дешевеют – пресловутый финансовый кризис, оставивший людей без работы. И все же стоит ли брать немного подержанную иномарку или все же стоит присмотреться к чему-то российскому? Тем более и президент пообещал всяческие меры поддержки тем, кто покупает машину, собранную в России?

Итак, фактор первый: качество. О качестве сборки российских автомобилей говорить не будем. Это словно лотерея – повезет или нет. Если повезет, то машина будет ездить долго и не ломаться. Если же нет, то придется либо раскошеливаться либо осваивать профессию автослесаря широкого профиля, что, будем говорить откровенно, не всегда удобно.

Иномарка тоже в последнее время напоминает лотерею. По крайней мере нередки случаи, когда новая машина требовала серьезного ремонта из-за какого-нибудь заводского брака. Впрочем, каждый сам для себя определяет, что милее его душе и безобиднее для кошелька. Ведь ни для кого не секрет, что иномарки так называемого бюджетного класса стоят порой дешевле, чем творения российского автопрома, разработанные несколько десятков лет назад. Пожалуй, только ценовой фактор сейчас является определяющим при выборе автомобиля.

И здесь выбор не в пользу иномарок. Во-первых, на цене значительно сказываются скачки курсов доллара и евро. Во-вторых, с 12 января на территории России вступают в действие временные девятимесячные пошлины на ввоз автомобилей и комплектующих. Это решение правительства уже вызвало волну недовольства в восточной части России, где импорт подержанных японских автомобилей фактически составляет основу экономики целого ряда регионов.

Между тем, практически сразу же после вступления в силу закона о пошлинах спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил с предложением ввести компенсационные меры для граждан, задействованных в этом бизнесе. Эксперты считают это решение правильным, поскольку в противном случае, по мнению аналитиков, в стране возможен социальный взрыв: «Во-первых, непонятно какие меры предлагает ввести Совет Федерации, и насколько они согласованы с Правительством РФ, экономический блок которого выступает за поддержку отечественных машиностроителей, в частности, автопроизводителей, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Но сама идея заслуживает одобрения, потому что на Дальнем Востоке много людей занимается перегонами автомобилей, так или иначе задействованы в этом бизнесе. Они вместе с их семьями – это грозная сила, которая способна оказать влияние на политические процессы в стране.

Все эти люди пострадали от введения новых пошлин и им нужно как-то компенсировать их потери. Если меры будут разумными, экономически обоснованными и действительно помогут, то это можно только приветствовать. Что касается повышения цен на российские автомобили, то они и без всякого шумка поднялись с нового года. Однако ожидать дальнейшего повышения цен на отечественные автомобили в ближайшее время не стоит. В этом случае отечественные автомобили будут крайне плохо продаваться, а по цене российские автомобили приблизятся к иномаркам, в том числе и к тем, что собираются на территории России.

Кстати, сейчас, в начале года, есть уникальный шанс купить новую машину фактически по цене подержанной. На стоянках у дилеров осталось достаточно много автомобилей, выпущенных в 2008 году, от которых дилеры будут стараться избавиться как можно быстрее. А сделать это можно будет только одним способом: снизить цены на автомобили. По мнению некоторых экспертов, скидки возможны существенные:

«На машины, выпущенные в 2008 году, дилеры будут предлагать значительные скидки, – считает руководитель отдела маркетинга автоцентра «Звезда Поволжья» Алексей Новиков. – Вплоть до того, что машины будут предлагаться по себестоимости. Просто потому, что автомобили будут считаться «прошлогодними».

В любом случае иномарка сегодня становится все недоступнее. И это связано не только и не столько с повышением ввозных пошлин. Доллар, как и евро, стремительно растут. А за рубли закупаются только российские машины. Подорожали даже российские иномарки – за счет подорожания комплектующих.

«Изменятся ли цены на отечественные автомобили – пока неизвестно, – считает бухгалтер компании «Авто-Мир» Ирина Дахно. – Ясно только одно – ожидаемого падения цен на автомобили, скорее всего, не будет. К этому просто нет никаких предпосылок. Да и потом есть информация, что ВАЗ вскоре поднимет цены на свои автомобили. Этот вариант развития событий представляется мне наиболее вероятным».

«Совершенно непонятно, откуда взялись такие слухи, – на условиях анонимности заявил менеджер автосалона «На Балонина». – В лучшем случае цены на автомобили не изменятся, в худшем – только повысятся».

Что же касается рынка подержанных автомобилей, то ожидаемого снижения не ожидается и в этом сегменте:

«Скорее всего, цены на подержанные машины останутся на прежнем уровне, – считает сотрудник салона «Avto shop» Александр Капишников. – Слухи об обвале цен на автомобили вызваны, скорее всего, ожиданием того, что люди будут избавляться от автомобилей, купленных в кредит. Однако такой вариант событий мне представляется маловероятным».

«Сейчас на рынке подержанных автомобилей полное затишье, – говорит менеджер автосалона «Авто-хит» Федор Байрамов. – За две последние недели к нам на продажу не поступило ни одной машины. Также ни одной машины мы не продали. Народ просто еще не пришел в себя после новогодних праздников. Однако не думается, что даже после того, как люди придут в себя, цены каким-то образом изменятся».

Между тем, по данным аналитического агентства «Автостат», за первые три квартала 2008 года в России было продано немногим более 2 млн 141 тыс. новых легковых автомобилей. Доля отечественных марок в общей структуре продаж при этом продолжила снижаться, и по состоянию на начало октября оценивалась специалистами компании «Автостат» уже в 25% (533,8 тысячи авто). Однако никто из динамично растущих иностранных конкурентов по-прежнему не в силах соперничать с Lada по общему объему реализации: владельцами новых автомобилей тольяттинской марки в рассматриваемый период времени стали 492,8 тысячи человек (23%). По итогам года доля тольяттинской марки может даже немного подрасти – продажи составят порядка 665 тысяч машин из суммарных 2 млн 850 тысяч.

Однако разразившийся финансовый кризис заставил игроков рынка легковых автомобилей срочном порядке пересматривать свои стратегии и планы. Говорить о скором достижении годовыми продажами машин в России отметок в четыре и пять миллионов единиц (2009 и 2011 год соответственно) и выходе страны на лидирующие позиции по объемам реализации в Европе в условиях сильнейшего дефицита ликвидности и обвального снижения цен на нефть уже не приходится. В настоящий момент специалистами рассматривается два варианта выхода страны из сложившейся ситуации.

При первом, наиболее легком, уже к середине следующего года на мировых финансовых рынках произойдет смена тренда, связанная с активными действиями нового президента США и итогами встреч «Большой двадцатки». На мировых финансовых рынках снова начнут преобладать оптимистичные настроения, что позволит реальному сектору (в том числе автомобильному рынку) относительно безболезненно пережить возникшие осложнения. При таком варианте развития специалисты компании «Автостат» ожидают в следующем году продаж на уровне 2,6 миллиона автомобилей в год. В краткосрочной перспективе возможно возобновление роста и достижения рынком отметки в три миллиона авто в 2010 году, а следующего рубежа (4 млн штук) – в начале 2012 года.

Существует и более пессимистичный прогноз развития сложившейся ситуации. Согласно ему страна сейчас находится в начальной стадии кризиса, который продлится еще порядка двух лет. При таком варианте развития событий специалистами не исключаются возможность множества серьезных структурных изменений в мировой и российской экономиках.

Происходить все это будет на фоне снижения темпов роста ВВП у развивающихся стран и жесткой рецессии в развитых государствах, сопровождаясь ростом безработицы, остановкой многих крупных предприятий и значительным снижением уровня платежеспособности населения. При таком варианте развития ситуации аналитики компании «Автостат» не исключают возможности «отката» в следующем году уровня годовых продаж до отметок 2006 года: 2,1 млн автомобилей с последующим инерционным снижением ниже значения в два миллиона единиц.

«В этом анализе были приведены данные по ноябрь, – говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Однако ноябрь и декабрь показали отрицательную динамику рынка, и мы предполагаем, что по итогам года в стране будет продано всего 1,7-2 миллиона машин. Однако снижение спроса на машины не повлечет за собой снижение цены на автомобили. По крайней мере рублевые цены».

По мнению господина Целикова, цены на иномарки будут расти вслед за курсом валют, но меняться с опозданием на 2-3 месяца: «Если в январе, к примеру, доллар подскочил на 20 процентов, то примерно на столько же поднимутся цены и на иномарки. Но не сразу, а примерно в марте-апреле. Российские автомобили ближе к весне также вырастут в цене, – считает Целиков. – Несмотря на то, что до 90 процентов их цены – все же рублевая составляющая, толкать цены вверх будет инфляция, удорожание энергоносителей и необходимость индексации заработной платы персоналу заводов. Однако повышение не будет одномоментным, а произойдет плавно в течение года».

По словам господина Целикова, начало года – самое время для выгодной покупки нового автомобиля:

«На рынке сейчас наблюдается переизбыток автомобилей, произведенных в 2008 году, – говорит аналитик. – Никто не ожидал такого резкого падения спроса на автомобили, все прогнозировали рост. Эти машины нужно как-то продать, и чем скорее это сделать, тем лучше. Поскольку в середине или конце года машину выпуска 2008 года продать будет практически невозможно. Дилеры будут привлекать клиентов всякого рода скидками и подарками, однако снижать отпускные цены не будет никто. Однако уже весной мы ожидаем сезонного роста как спроса, так и цен на автомобили. Поэтому начало года – наиболее оптимальное время для покупки нового автомобиля».

Что же касается рынка подержанных автомобилей, то, по мнению аналитиков, ближайшие год-два в этом сегменте рынка цены особо сильно меняться не будут по причине перенасыщения рынка автомобилями.

Фото: Колллаж Анны ВИТЕНБЕРГ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter