СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Топ-5 некогда «народных» автомобилей

Сегодня мы решили немного поностальгировать и составить небольшой топ автомобилей, некогда во множестве бороздивших просторы нашего региона и всего за несколько лет практически исчезнувших с волгоградских дорог. Некоторые из них еще встречаются в глубинке или в гаражах любителей ретро-машин, но нет-нет, да и увидишь такой раритет и в областном центре. Нещадно чадащий двигателем, скрипящий давно требующими замены деталями подвески, он остается таким же символом советского автомобильного прошлого.

ЛУАЗ-969 «Волынь»

Детище Луцкого автозавода, легендарный «Фантомас», запомнился неожиданным для советских автомобилей дизайном и военным прошлым, которое, тем не менее, позволило ему стать единственным внедорожником, свободно продававшимся гражданам СССР в личное пользование. Кроме того, он был единственным автомобилем в Союзе, модернизированным специально для нужд жителей села.

Отношение к автомобилю с самого первого дня было неоднозначным, зачастую мнения даже специалистов расходились до строго полярных. До минимума упрощенная отделка кузова обеспечивала комфорт уровня первых автомобилей, но проходимость и практичность вызывают восторг по сей день. Владельцы без устали ругают машину за невысокое качество изготовления и полное отсутствие динамики, но восторгаются надежностью и безотказностью автомобиля в условиях бездорожья.

Единственным минусом ЛуАЗа, отмеченным всеми экспертами, был слабосильный двигатель от «Запорожца»: недолговечный, шумный и недостаточно мощный для сельских перевозок.

Поделиться

ЗАЗ-1102 Таврия

За 20 лет на советском, а позднее – украинском Запорожском автомобильном заводе было выпущено более 612 тысяч малолитражек, призванных заменить на дорогах Советского Союза морально и технически устаревшие «Запорожцы».

«Для своего времени «Таврия» была очень неплохой машиной, – рассказал владелец «Таврии» первой модификации волгоградец Петр Андреев. – Серьезным преимуществом малолитражки была возможность замены многих деталей аналогами с ВАЗовской «девятки». Да и заводские детали, особенно в ранних выпусках, были весьма качественными. Пробег в 100 тысяч километров в заводской комплектации – для «Таврии» не в диковинку. Однако «родные» запасные части часто не подходили для замены, и приходилось их дорабатывать «передовым» советским способом – напильником. Да и к покупателю «Таврии» часто приходили недоукомплектованными – многие мелкие детали салона и обвеса приходилось покупать в автомагазинах и авторынках; впрочем дефицита на них никогда не было. Очень комфортная по сравнению с ранними «жигулями», значительно дешевле «восьмерок», «девяток» и «Москвичей», она представляла отличное решение в соотношении «цена-качество».

За все время выпуска на дороги СССР выкатилось более 40 различных модификаций «Таврии». Это были как модификации базовой модели, так и вполне самостоятельные модели на ее платформе: лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута», пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана», коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up».

Поделиться

Москвич 2141

Выпущено – 716831 экземпляр

Автозавод имени Ленинского Комсомола всегда занимал особое место в отечественном автопроме. Желание руководства предприятия иметь свой автомобиль промежуточного класса непохожий одновременно ни на ВАЗовские модели, ни на Волги, привело к разработке в середине 70-х годов автомобиля с угловатыми формами, но с весьма низким коэффициентом лобового сопротивления.

Прототипом для нового советского автомобиля послужила недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе».

Тяжелый, в сравнении с «жигулями», 41-й имел довольно низкий центр тяжести и прекрасно чувствовал себя на междугородних трассах. Утилитарности автомобилю добавлял вместительный багажник, в который легко можно было загрузить домашний скарб. А настолько низким порогом багажника на тот момент не мог похвастаться ни один отечественный автомобиль.

«Очень неплохая была для своего времени машина, – делится своими впечатлениями представитель общественной организации «За права» Денис Губенко. – Популярность ее, особенно в первые годы выпуска, была сумасшедшая. На рынке за новый 41-й не стесняясь просили две магазинные цены. Большой салон, передний привод, хорошая печка и другие преимущества позволили машине сразу найти своих поклонников. Однако, как и многие другие отечественные автомобили, Москвич-2141 не был лишен и слабых сторон. Невысокое качество сборки, неудачная КПП, особенно в ранних версиях, слабые передние стойки, – к сожалению, на АЗЛК почти не реагировали на обращения и претензии автолюбителей и машины продолжали годами выходить с явными недостатками. Зато, покупая новую машину, автолюбитель уже знал, что необходимо заменить и исправить, чтобы получить вполне приличную «русскую Audi».

Наиболее популярной и желанной для автолюбителей была версия Aleko, готовившаяся на экспорт, но позднее пришедшая и на внутренний рынок. С 1998 по 2001 год выпускалась широко разрекламированная, курируемая лично Юрием Лужковым, модернизированная версия с собственным названием «Святогор». С 2002 года заводской конвейер остановлен, но сборка из машинокомплектов продолжалась до конца 2003 года.

Поделиться

Daewoo Espero

Единственной иномаркой, отмеченной экспертами стала южнокорейская Daewoo Espero. Во множестве поставляемый на российский рынок с середины 1990-х годов, седан стал для россиян настоящим «народным автомобилем».

Espero – это седан гольф-класса, разработанный корейцами совместно с компанией General Motors. Платформа Espero послужила базой для популярных в 80-е Opel Ascona, Isuzu Aska, Chevrolet Monster и даже Cadillac Cimarron. Презентация модели Espero в 1991 году стала началом экспансии корейского автопрома в Европу. В 1996 году Daewoo Espero начали собирать и в России на заводе «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Из Кореи приходили уже почти готовые машины, крупноузловая сборка заключалась лишь в подключении силового агрегата и присоединении передней и задней подвески.

«Популярность Daewoo Espero вполне понятна, – уверен волгоградский автоколлекционер Виктор Викторов. – Прежде всего, это презентабельный внешний вид. Не избалованные дизайнерскими изысками отечественных автомобилей, россияне с удовольствием покупали достаточно недорогую, но внушительную иномарку. Соответственно внешнему виду выглядел и интерьер. Для того времени недорогие, но качественные материалы внутренней отделки выглядели более чем солидно. В автомобиле устанавливались стеклоподъемники – невиданная по тем временам роскошь, кондиционер, подушка безопасности, которой не было ни в одной отечественной машине, а также гидроусилитель руля. Набор опций на то время для России был просто великолепен».

Последние экземпляры модели были выпущены в 2000 году.

Поделиться

ВАЗ-2108

Выпущено – 884 657 экземпляров

О знаменитой «восьмерке» вспомнили все без исключения эксперты нашего проекта. Единственное в истории советского автомобилестроения ВАЗовское купе покорило автомобилистов и прогрессивным для того времени дизайном, и внедрением невиданных до того времени в советских машинах новшеств. Первое поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колес, передние дисковые тормоза, большое количество электроники сразу сделали автомобиль объектом изучения во всех автомастерских и гаражах, а для автолюбителя обладание «восьмеркой» стало едва ли не пределом мечтаний. За характерный внешний вид машина получила в народе прозвище «Зубило».

Первая партия машин, получившая название Спутник, сошла с конвейера ВАЗа в 1984 году, и практически сразу стала хитом советского автопрома. «Восьмерка» стала излюбленным автомобилем «золотой молодежи» и спекулянтов, позднее, в силу хороших скоростных качеств – транспортом бандитов и рэкетиров.

«Купить ВАЗ восьмой модели в магазине было труднее, чем любой другой автомобиль; у перекупщиков его стоимость почти сравнялась с ценой Волги, – рассказал ветеран автогонок из Саратова Александр Самойлов. – Со временем популярность «восьмерок» ничуть не упала. В первую очередь любовь автолюбителей объяснялась огромными возможностями для тюнинга автомобиля. Участвовала «восьмерка» и в профессиональных соревнованиях. Достаточно было усовершенствовать двигатель, поменять подвеску и КПП – и гоночный спорткар готов».

За 19 лет выпуска (ВАЗ 2108 сняли с производства в 2003 году) модель пережила несколько серьезных модификаций. На наших дорогах встречаются пикапы, внедорожники, за границей – кабриолеты, праворульные модели, даже была модификация с 16 клапанным инжектором 1,5 литра.

«Эти автомобили сделали свое дело и ушли. Они научили нас ездить, научили нас «пижонить», – считает заместитель генерального директора Волгоградского речного порта Юрий Митасов. – В тоже время это был целый пласт автомобильной истории, у каждого из них был свой характер, каждый из них ассоциирован со своим родом занятий.

Воспоминания об этих машинах можно сравнить с воспоминаниями о первой любви – неуклюжей, неуверенной, но все же научившей любить по-настоящему. Не преувеличу, если скажу, что каждый водитель хотел бы еще раз оказаться за рулем старенького Москвича, на котором учился водить с отцом или погонять на символе 90-х – вишневой «девятке». Это наша автоистория».

Поделиться

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter