Сегодня мы решили немного поностальгировать и составить небольшой топ автомобилей, некогда во множестве бороздивших просторы нашего региона и всего за несколько лет практически исчезнувших с волгоградских дорог. Некоторые из них еще встречаются в глубинке или в гаражах любителей ретро-машин, но нет-нет, да и увидишь такой раритет и в областном центре. Нещадно чадащий двигателем, скрипящий давно требующими замены деталями подвески, он остается таким же символом советского автомобильного прошлого.
ЛУАЗ-969 «Волынь»
Детище Луцкого автозавода, легендарный «Фантомас», запомнился неожиданным для советских автомобилей дизайном и военным прошлым, которое, тем не менее, позволило ему стать единственным внедорожником, свободно продававшимся гражданам СССР в личное пользование. Кроме того, он был единственным автомобилем в Союзе, модернизированным специально для нужд жителей села.
Отношение к автомобилю с самого первого дня было неоднозначным, зачастую мнения даже специалистов расходились до строго полярных. До минимума упрощенная отделка кузова обеспечивала комфорт уровня первых автомобилей, но проходимость и практичность вызывают восторг по сей день. Владельцы без устали ругают машину за невысокое качество изготовления и полное отсутствие динамики, но восторгаются надежностью и безотказностью автомобиля в условиях бездорожья.
Единственным минусом ЛуАЗа, отмеченным всеми экспертами, был слабосильный двигатель от «Запорожца»: недолговечный, шумный и недостаточно мощный для сельских перевозок.
ЗАЗ-1102 Таврия
За 20 лет на советском, а позднее – украинском Запорожском автомобильном заводе было выпущено более 612 тысяч малолитражек, призванных заменить на дорогах Советского Союза морально и технически устаревшие «Запорожцы».
«Для своего времени «Таврия» была очень неплохой машиной, – рассказал владелец «Таврии» первой модификации волгоградец Петр Андреев. – Серьезным преимуществом малолитражки была возможность замены многих деталей аналогами с ВАЗовской «девятки». Да и заводские детали, особенно в ранних выпусках, были весьма качественными. Пробег в 100 тысяч километров в заводской комплектации – для «Таврии» не в диковинку. Однако «родные» запасные части часто не подходили для замены, и приходилось их дорабатывать «передовым» советским способом – напильником. Да и к покупателю «Таврии» часто приходили недоукомплектованными – многие мелкие детали салона и обвеса приходилось покупать в автомагазинах и авторынках; впрочем дефицита на них никогда не было. Очень комфортная по сравнению с ранними «жигулями», значительно дешевле «восьмерок», «девяток» и «Москвичей», она представляла отличное решение в соотношении «цена-качество».
За все время выпуска на дороги СССР выкатилось более 40 различных модификаций «Таврии». Это были как модификации базовой модели, так и вполне самостоятельные модели на ее платформе: лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута», пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана», коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up».
Москвич 2141
Выпущено – 716831 экземпляр
Автозавод имени Ленинского Комсомола всегда занимал особое место в отечественном автопроме. Желание руководства предприятия иметь свой автомобиль промежуточного класса непохожий одновременно ни на ВАЗовские модели, ни на Волги, привело к разработке в середине 70-х годов автомобиля с угловатыми формами, но с весьма низким коэффициентом лобового сопротивления.
Прототипом для нового советского автомобиля послужила недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе».
Тяжелый, в сравнении с «жигулями», 41-й имел довольно низкий центр тяжести и прекрасно чувствовал себя на междугородних трассах. Утилитарности автомобилю добавлял вместительный багажник, в который легко можно было загрузить домашний скарб. А настолько низким порогом багажника на тот момент не мог похвастаться ни один отечественный автомобиль.
«Очень неплохая была для своего времени машина, – делится своими впечатлениями представитель общественной организации «За права» Денис Губенко. – Популярность ее, особенно в первые годы выпуска, была сумасшедшая. На рынке за новый 41-й не стесняясь просили две магазинные цены. Большой салон, передний привод, хорошая печка и другие преимущества позволили машине сразу найти своих поклонников. Однако, как и многие другие отечественные автомобили, Москвич-2141 не был лишен и слабых сторон. Невысокое качество сборки, неудачная КПП, особенно в ранних версиях, слабые передние стойки, – к сожалению, на АЗЛК почти не реагировали на обращения и претензии автолюбителей и машины продолжали годами выходить с явными недостатками. Зато, покупая новую машину, автолюбитель уже знал, что необходимо заменить и исправить, чтобы получить вполне приличную «русскую Audi».
Наиболее популярной и желанной для автолюбителей была версия Aleko, готовившаяся на экспорт, но позднее пришедшая и на внутренний рынок. С 1998 по 2001 год выпускалась широко разрекламированная, курируемая лично Юрием Лужковым, модернизированная версия с собственным названием «Святогор». С 2002 года заводской конвейер остановлен, но сборка из машинокомплектов продолжалась до конца 2003 года.
Daewoo Espero
Единственной иномаркой, отмеченной экспертами стала южнокорейская Daewoo Espero. Во множестве поставляемый на российский рынок с середины 1990-х годов, седан стал для россиян настоящим «народным автомобилем».
Espero – это седан гольф-класса, разработанный корейцами совместно с компанией General Motors. Платформа Espero послужила базой для популярных в 80-е Opel Ascona, Isuzu Aska, Chevrolet Monster и даже Cadillac Cimarron. Презентация модели Espero в 1991 году стала началом экспансии корейского автопрома в Европу. В 1996 году Daewoo Espero начали собирать и в России на заводе «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Из Кореи приходили уже почти готовые машины, крупноузловая сборка заключалась лишь в подключении силового агрегата и присоединении передней и задней подвески.
«Популярность Daewoo Espero вполне понятна, – уверен волгоградский автоколлекционер Виктор Викторов. – Прежде всего, это презентабельный внешний вид. Не избалованные дизайнерскими изысками отечественных автомобилей, россияне с удовольствием покупали достаточно недорогую, но внушительную иномарку. Соответственно внешнему виду выглядел и интерьер. Для того времени недорогие, но качественные материалы внутренней отделки выглядели более чем солидно. В автомобиле устанавливались стеклоподъемники – невиданная по тем временам роскошь, кондиционер, подушка безопасности, которой не было ни в одной отечественной машине, а также гидроусилитель руля. Набор опций на то время для России был просто великолепен».
Последние экземпляры модели были выпущены в 2000 году.
ВАЗ-2108
Выпущено – 884 657 экземпляров
О знаменитой «восьмерке» вспомнили все без исключения эксперты нашего проекта. Единственное в истории советского автомобилестроения ВАЗовское купе покорило автомобилистов и прогрессивным для того времени дизайном, и внедрением невиданных до того времени в советских машинах новшеств. Первое поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колес, передние дисковые тормоза, большое количество электроники сразу сделали автомобиль объектом изучения во всех автомастерских и гаражах, а для автолюбителя обладание «восьмеркой» стало едва ли не пределом мечтаний. За характерный внешний вид машина получила в народе прозвище «Зубило».
Первая партия машин, получившая название Спутник, сошла с конвейера ВАЗа в 1984 году, и практически сразу стала хитом советского автопрома. «Восьмерка» стала излюбленным автомобилем «золотой молодежи» и спекулянтов, позднее, в силу хороших скоростных качеств – транспортом бандитов и рэкетиров.
«Купить ВАЗ восьмой модели в магазине было труднее, чем любой другой автомобиль; у перекупщиков его стоимость почти сравнялась с ценой Волги, – рассказал ветеран автогонок из Саратова Александр Самойлов. – Со временем популярность «восьмерок» ничуть не упала. В первую очередь любовь автолюбителей объяснялась огромными возможностями для тюнинга автомобиля. Участвовала «восьмерка» и в профессиональных соревнованиях. Достаточно было усовершенствовать двигатель, поменять подвеску и КПП – и гоночный спорткар готов».
За 19 лет выпуска (ВАЗ 2108 сняли с производства в 2003 году) модель пережила несколько серьезных модификаций. На наших дорогах встречаются пикапы, внедорожники, за границей – кабриолеты, праворульные модели, даже была модификация с 16 клапанным инжектором 1,5 литра.
«Эти автомобили сделали свое дело и ушли. Они научили нас ездить, научили нас «пижонить», – считает заместитель генерального директора Волгоградского речного порта Юрий Митасов. – В тоже время это был целый пласт автомобильной истории, у каждого из них был свой характер, каждый из них ассоциирован со своим родом занятий.
Воспоминания об этих машинах можно сравнить с воспоминаниями о первой любви – неуклюжей, неуверенной, но все же научившей любить по-настоящему. Не преувеличу, если скажу, что каждый водитель хотел бы еще раз оказаться за рулем старенького Москвича, на котором учился водить с отцом или погонять на символе 90-х – вишневой «девятке». Это наша автоистория».