СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Клиенты банка, ждите письма

Вчера Федеральная антимонопольная служба направила в Банк России предложение обязать банки персонально информировать клиентов об изменении тарифов за ведение операций по счетам. Разговоры об этом велись давно и вот антимонопольщики перешли...

Поделиться

Поделиться

Вчера Федеральная антимонопольная служба направила в Банк России предложение обязать банки персонально информировать клиентов об изменении тарифов за ведение операций по счетам. Разговоры об этом велись давно и вот антимонопольщики перешли к делу. Эксперты, положительно оценивающие тенденцию, все же отмечают, что затраты на рассылку уведомлений банки переложат на плечи клиентов.

Итак, антимонопольщики предлагают внести изменения в статью 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй» Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Суть их в том, чтобы заставить банки направлять клиентам персональные уведомления о предстоящих изменениях размера комиссионного вознаграждения за ведение операций по счету. Касается это тех случаев, если договором предусмотрено право банка на одностороннее изменение тарифов.

Как сообщили корреспонденту 34banka.ru в пресс-службе ФАС России, на сегодняшний день на практике способов информирования клиентов об изменении тарифов за совершение операций по счетам явно не достаточно. Банки зачастую превышают «полномочия» и ненадлежащим образом информируют потребителей. Это, в свою очередь, может привести к финансовым потерям последних при увеличении тарифов. Например, из-за нехватки времени для смены банка либо для сообщения контрагентам новых реквизитов счетов, открытых в других банках.

К слову, банки размещают извещения о каких-либо предстоящих изменениях на информационных стендах в офисах или на сайте в Интернете. Реже – публикуют сообщения в СМИ. Один из банкиров на условиях анонимности сообщил корреспонденту 34banka.ru, что этого, по мнению банковского сообщества, вполне достаточно. «Активные клиенты постоянно взаимодействуют с банком, и применяемые сейчас способы всем доступны», считает банкир. Однако в ФАС придерживаются другого мнения, отмечая, что указанные способы не могут рассматриваться в качестве персонального уведомления. Клиент должен владеть информацией, даже если не пришел в офис, не купил определенную газету или не зашел на сайт банка в сети. Потребители, как оказалось, точку зрения ФАС полностью разделяют.

«Мое мнение, прежде всего, продиктовано тем, что я такой же потребитель банковских продуктов и услуг, как и любой другой гражданин. Поэтому мне кажется, что клиенты с радостью воспримут такие поправки в законодательство», – считает депутат волгоградской городской думы, руководитель регионального отделения «Союза заемщиков и вкладчиков России» Андрей Горбанов.

Антимонопольная служба, по мнению Андрея Павловича, смотрит вперед и, предвидя рост количества судебных исков к банкам от недовольных потребителей, пытается изменить ситуацию и закрепить поправки на законодательном уровне. Помимо того, что в нечестной борьбе одностороннего изменения тарифов банком потребитель явно проигрывает, в ФАС отмечают, что проигрывают также и другие участники рынка. Прежде всего те, которые предлагают более выгодные ценовые условия в течение определенного периода времени. Происходит это именно из-за несоответствия информации.

Если же главный регулятор прислушается к рекомендациям ФАС, то банки будут извещать клиентов заведомо, а именно в срок не позднее 45 дней до даты предполагаемых изменений тарифов. Что касается способов информирования, то предлагается использовать заказные письма с уведомлением о вручении, факс и электронную почту. Причем в ведомстве уверены, что именно эти способы гарантируют получение извещения клиентом.

«В качестве примера массовых уведомлений потребителям банки могут взять за основу опыт Пенсионного фонда, который дважды в год делает масштабную рассылку, – считает Андрей Горбанов. – Поэтому отправка уведомлений или заказных писем банкам вполне посилу. А сейчас этого не делается потому, что банкам выгодна оплата клиентами услуги по другой, более высокой цене».

Право выбора способа персонального уведомления должно оставаться за клиентом, считают в ФАС, а перечень возможных способов уведомления будет указываться в договоре банковского счета. Проблема контроля за банками по отправке данных уведомлений, как считают эксперты, также вполне решаема.

«Существует развитая система отслеживания количества входящих-исходящих сообщений операторов Интернета, возможность у правоохранительных органов получить выписку по номерам телефонных звонков, проходивших с того или иного номера, или данные об отправке банком корреспонденции своим клиентам, – поясняет главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. – Кроме того, банками накоплен весьма солидный опыт по мониторингу и информированию о состоянии счетов клиентов, проводящих через них свои операции. Подобная ситуация создает весьма широкий спектр возможностей для конфликтов, но тем не менее, как показывает практика, абсолютное большинство клиентов демонстрируют лояльность к кредитным организациям и заинтересованы в максимально полной информации, поступающей от них».

Предполагается, что изменения в закон «О банках и банковской деятельности» позволят обеспечить клиентам банков возможность принимать эффективные и взвешенные решения и будут способствовать созданию необходимых условий для добросовестной конкуренции.

«Предложения ФАС ведут к росту конкуренции, снижению системных рисков и повышению прозрачности кредитных организаций, – считает Александр Осин. – С учетом мирового опыта кредитно-ипотечного кризиса эти действия, при их плавном и постепенном проведении, представляются необходимыми для экономики страны».

Похоже, единственным негативным фактором практики персонального информирования является возможное удорожание банковских продуктов. «Расходы по рассылке уведомлений банки в любом случае возложат на плечи клиентов», – отмечает Андрей Горбанов, подчеркивая тем не менее, что незначительное подорожание отдельных банковских продуктов все же несопоставимо с тем, что многим потребителям приходится переплачивать сейчас из-за изменения тарифов банком в одностороннем порядке.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter