СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Банки обяжут в рекламе быть честными

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла на рассмотрение правительства поправки к закону «О рекламе». Эти поправки обязывают банки раскрывать в рекламе полную стоимость кредита, если они указывают его ставку...

Поделиться

Поделиться

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внеслана рассмотрение правительства поправки к закону «О рекламе». Эти поправкиобязывают банки раскрывать в рекламе полную стоимость кредита, если ониуказывают его ставку.

Как известно, банки и сегодня обязаны сообщатьполную стоимость предоставляемого кредита, но поскольку соответствующаяинформация может располагаться, например, в конце кредитного договора иизлагаться более мелким шрифтом, это способно запутать клиента, пояснила начальникуправления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондаренко.

Все данные по кредиту необходимо писатьодинаковым шрифтом, считают в ФАС. Антимонопольщики намерены унифицировать длявсех банков договоры потребительского кредитования. Планируется, что во всехбанковских структурах будут единообразные бланки, где в определенном местестраницы будет указана полная стоимость кредита.

«В ближайшее время ФАС направит в правительствопредложения о внесении поправок, в частности в закон «О банках и банковскойдеятельности», которыми предусматривается стандартизировать указание полнойстоимости потребительского кредита, сделав обязательным обозначение его суммы вконкретном месте договора (на первой странице) и единообразным (одинаковогоразмера) шрифтом», – уточнил представитель ФАС. При утверждении единыхстандартов обеспечивалась бы лучшая информированность клиента о реальныхусловиях кредитования.

«Не могу сказать за все банки, но наш банкуказывает полную стоимость кредита во всех договорах с заемщиками. Этотребование четко прописано в законе о банках. Другое дело, что по расчету этойполной стоимости возникает масса вопросов из-за неоднозначных трактовокотдельных терминов», – говорит начальник юридического управления АФ БанкаГеоргий Могилевский.

«Заявленные поправки, скорее, носят техническийхарактер», – подчеркнула главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Итакже отметила, что сегодня заинтересованные в дальнейшей успехе собственнойкредитной деятельности банки и сами стремятся сделать свою работу для клиентовболее прозрачной и предсказуемой. И в этом смысле, чем проще и понятны условияпредоставления кредита и чем меньше соответствующих оценочных параметров, темлучше для конкретного кредитного учреждения. Впрочем, прибавил представитель ФАС,если, в соответствии с законом, банки вправе самостоятельно решать вопрос овзимании различных комиссий при оформлении кредитов, то, разумеется, это правоза ними сохранится. Другое дело, что в дальнейшем, благодаря лучшейинформированности клиентов об условиях кредитования, большие конкурентныепреимущества на рынке могут получить те банки, у которых разница междузаявленной процентной ставкой и полной стоимостью кредита окажется наименьшей.

Тем временем Сбербанк, крупнейший кредиторфизлиц в России, положительно оценивает инициативу Федеральной антимонопольнойслужбы. «У Сбербанка эффективная ставка равна номинальной, за исключениемкредитных карт (в силу специфики продукта так такового). И я надеюсь, что мера,предложенная антимонопольными органами, сделает ставки более прозрачными ипоможет клиентам разобраться с истинной стоимостью кредита, и они поймут, чтопредложение Сбербанка – самое выгодное», – заявил заместитель председателяправления Сбербанка Антон Карамзин. Напомним, Сбербанк в апреле объявил оботмене всех комиссий по розничным кредитам и при этом не повышал ставок по ним.

Данные меры заставят банки ограничиться толькоимиджевой рекламой либо отказаться от комиссий, считают некоторые эксперты. «Недумаю, что предлагаемые поправки приведут к полному отказу банков от рекламыконкретных продуктов, так как в любом случае у каждого банка есть свой сегментрынка, и банк о нем знает. На этот сегмент и будет нацелена реклама, –комментирует Георгий Могилевский. – Соответственно, будут отличаться и ставкипо кредитам и иные условия, включая комиссии. В сегодняшних условиях полныйотказ от комиссий также, на мой взгляд, невозможен. К примеру, в западныхбанках доход от комиссий составляет до половины всех доходов. Безусловно, кпримеру, Сбербанк, обладая своей практически неисчерпаемой ресурсной базой,легко может отказаться от этой части доходов и вне всякого сомнения будетобладать конкурентным преимуществом перед другими банками. Но, повторюсь,клиент Сбербанка – это далеко не весь рынок».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter