Волгоград в очередной раз отметился в списке городов с высоким экономическим потенциалом. На этот раз город-герой вошел в десятку российских городов, в которых активно развивается современный креативный класс и растет новаторский бизнес.
К таким выводам пришли авторы исследования, посвященного изучению потенциала инновационной активности россиян, проведенного Департаментом социологии Финансового университета при правительстве РФ. В ходе исследования авторы опросили более 20 тысяч жителей городов с населением свыше 600 тысяч человек.
В современном конкурентном бизнесе вперед способны вырваться те компании, которые совершенствуют имеющиеся технологии или создают принципиально новые продукты, способные повысить комфортность существования человека – и в силу этого востребованные потребителями. Именно поэтому инновационная активность, креативность россиян, их готовность генерировать новые идеи для бизнеса и, с другой стороны, способность экономики их внедрять – все это представляет большой научный и прикладной интерес для прогнозирования долгосрочного экономического роста в нашей стране. Исходя из такого подхода, респондентам задавали вопросы, сгруппированные вокруг трех основных тем: стремление к креативности, интерес к образованию и готовность создавать собственный бизнес. По совокупности этих факторов оценивалась готовность жителей регионов создавать инновационный бизнес, основанный на свежих креативных идеях.
Это не первое исследование, по результатам которого Волгограду приписывают наличие большого экономического потенциала, и от подобного рода новостей эксперты ждут как минимум понимания, какие конкретные шаги могли бы способствовать переходу от потенциала к реальному экономическому росту.
Волгоградские эксперты считают, что первое, что стопорит инноваторов региона, – наплевательское отношение власти к проблемам местного бизнеса, в том числе инновационного.
«Казалось бы, в регионе есть все составляющие для успешного разития бизнеса в любых отраслях, – размышляет председатель правления областной общественной организации «Дело» Татьяна Шибченко. – Есть земля, есть талантливая молодежь, есть природные ресурсы. Но нет стратегии и нет условий, которые позволили бы бизнесу свободно развиваться и дышать. Наши чиновники заняты "бумаготерапией", основная цель которой – обосновать свою необходимость и значимость. Но нет любви к региону, нет желания его развивать. Мы – единственный миллионник, в котором нет центра поддержки предпринимательства. Идейной молодежи у нас много, но при таком отношении они не видят будущего в регионе. И, пока не изменится система, наш потенциал будет работать на развитие других регионов».
Как раз отсутствие желания развивать бизнес именно в пределах своего региона и может свести на нет весь выхлоп от наличия большого потенциала.
«Как я понял, это совокупный индекс, состоящий из показателей социального обобщенного доверия, образования населения и инновационного настроя, – прокомментировал результаты исследования доктор социологии Михаил Анипкин. – Нужно смотреть, какие именно показатели входят в эту категорию – из описания методики не понятно. Волгоград по этим показателям, вполне возможно, вверху списка. Не удивительно: в городе много вузов, в том числе крупный технический плюс классический университет. То, что в Волгограде должен быть неплохой социальный капитал для развития бизнеса – это очевидно, и этот аспект является важнейшим для понимания. То есть люди. Вот их бегство из города и надо остановить».
В конечном итоге получается, что реализовать даже очень высокий потенциал в отсутствие благоприятного инвестиционного климата вряд ли получится. И этого слагаемого Волгоградской области, увы, пока не хватает.
«В первую очередь для этого требуется интерес не только со стороны жителей региона, но и со стороны инвесторов, – считает эксперт ИХ «ФИНАМ» Леонид Делицын. – Иными словами, требуется благоприятный инвестиционный климат. На простом языке это означает, что на изобретениях и новых продуктах талантливых Левшей будут богатеть не только они сами, но и инвестфонды. Не только жители должны хотеть вести бизнес в регионе – ещё кто-то, у кого достаточно денег для создания предприятий, должен быть готов их туда вкладывать, А настроения жителей многих регионов – вполне позитивные. Достаточно взглянуть на состав рейтинга – он начинается с очень крупных регионов с мощными университетами и заканчивается относительно небольшими и труднодоступными регионами. Рейтинг отражает мнение жителей региона о том, следует ли заниматься инновационным бизнесом непосредственно там, где они сейчас живут. Или лучше переехать в Москву или в Силиконовую долину?
И вот в крупном Татарстане с его знаменитым Казанским университетом и раскрученным сегодня Иннополисом жители считают, что инновационным бизнесом можно заниматься здесь и сейчас. Приблизительно так же настроены жители Петербурга, а вот москвичи – уже осторожнее. Волгоград занимает весьма высокое положение в рейтинге (индекс инновационного потенциала составляет 52% – вдвое выше, чем, скажем, в Бурятии или в Тюмени). А раз жители региона считают, что инновационный климат – благополучный, значит, они будут пытаться создавать новые предприятия. Действительно, Татарстан, Петербург, Москва, Нижний Новгород и Новосибирск генерируют довольно много стартапов. Кстати, в наш фонд FINAM Global приходят и заявки из Волгограда. Должен отметить, однако, что зачастую авторы идей рассчитывают завоевать весь мир, а не только собственный регион, а вот регион может быть отнюдь не заинтересован превратиться в поставщика мозгов для, скажем, Силиконовой долины».
Авторы исследования считают, что нужно усиливать эффективность системы образования и поощрять креативность молодёжи. А вот эксперты-практики оценивают эти выводы более приземленно и считают, что для коммерческого успеха этого будет недостаточно.
«Вряд ли стоит ожидать, что авторы исследования, проведённого в вузе, скажут что-то другое, – отмечает Леонид Делицын. – Обсуждая исследование, СМИ постоянно поминают Марка Цукерберга – вот только Цукерберг вытерпел в вузе только два года. Стив Джобс протянул в колледже шесть месяцев, Билл Гейтс продержался два года и был отчислен. Все они – конечно, ботаники, по сравнению с Томасом Эдисоном, который не окончил даже школу. Конечно, если под эффективностью образовательного процесса понимать скорость отчисления, то всё сходится. Но ясно, что для инновационного бизнеса важны любовь к новинкам и умение зарабатывать на них деньги. Скорее всего, именно это и является главной компонентой предпринимательского таланта».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com