Представители Банка России настойчиво рекомендуют волгоградцам решать проблему покупки полиса ОСАГО, пользуясь возможностями «периода охлаждения».
Напомним, несмотря на вмешательство Банка России и обещание исправить ситуацию в кратчайшие сроки, покупка полиса ОСАГО в Волгограде по-прежнему становится настоящим квестом для автовладельцев. Автовладельцы обвиняют автостраховщиков в преступном сговоре и желании всеми правдами и неправдами вытянуть из покупателя полиса ОСАГО максимальную сумму денег, представители страховых компаний, в свою очередь, винят автомобилистов в массовых мошенничествах.
Как рассказал V1.ru автовладелец Владимир Полозов, сегодня в Волгограде не работает возможность приобрести полис ОСАГО через сайт страховых компаний, хотя по идее такая возможность должна была исключить навязывание клиентам дополнительных услуг.
«В последние две недели всей семьей озаботились покупкой полиса ОСАГО для супруги, – рассказывает Владимир Полозов. – На сайте одной из страховых компаний удалось пройти все стадии онлайн-страхования, однако на этапе оплаты полиса система стабильно дает сбой. Сайт "Росгосстраха" и вовсе выдает ошибку даже при попытке рассчитать стоимость полиса, который без допнагрузок стоил бы всего 4700 рублей. И речь идет не о какой-то разовой ошибке, так сайты ведут себя постоянно. Коллега рассказал мне, что их специально программируют на сбои, чтобы перекрыть эту лазейку для покупки ОСАГО. Купить полис ОСАГО можно хоть сегодня, но уже за 15 тысяч рублей, из которых, как сами понимаете, 10 тысяч составит стоимость допуслуг».
Между тем представители Банка России напомнили, что в срок до 30 мая страховые организации обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Речь идет об Указании Банка России от 20.11.2015 №3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Этот документ ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию.
Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг.
Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно.
В Банке России считают, что введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
«Период охлаждения» составляет не менее пяти дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Для расторжения договора страхования гражданин должен в течение пяти дней обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Однако сами волгоградцы рассказывают, что страховщики нашли прием уже и против этого способа.
«В договорах на дополнительные виды страхования мелкими буковками прописывают, что расторгнуть его можно только в день заключения, – рассказывает Владимир Полозов. – Даже если изначально настроиться на такой вариант, попасть на прием в страховую компанию дважды в день не получится. Страховщики делают все возможное и невозможное, чтобы ограничить количество принимаемых людей. Понятно, что с этим можно спорить, но я просто не готов ходить по судам».
Как пояснили V1.ru в Банке России, в случае отказа страховщика расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России.
Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com