Ольга Романова и Руслан Шишминцев в 2008 году переехали в Чехию, известную своими пивными традициями. Сначала они открыли в Праге самый дорогой в городе магазин с элитным пивом, потом бар (тоже не дешевый), а сейчас заканчивают строительство собственной пивоварни. Бар молодых людей из России даже вошёл в топ-5 пивных заведений Праги по версии британской газеты The Times. Ольга рассказала V1.ru о покорении чешского пивного мира.
Бывшая россиянка, а ныне пражанка Ольга Романова с юмором рассказывает о смене страны. В России Ольга и Руслан удаленно работали программистами. Признаются, просто хотелось куда-то уехать не только из своего города, но и совсем из России. Сначала думали о переезде в Юго-Восточную Азию, но быстро поняли, что там навсегда останутся иностранцами. Присмотрелись к Восточной Европе и остановили свой выбор на Чехии.
— Мне нравится здесь жить. Это более комфортная версия России для меня лично, только моря не хватает для абсолютно идеальной картинки. Это очень мне близкое по духу мировоззрение, понятный язык, — говорит Ольга.
Свой переезд в столицу Чехии Ольга считает на 100% правильным решением.
— Мы с Русланом подумали, что Чехия наверняка хорошее место, чтобы там пожить. Мы там ни разу не были, но все говорили, что там хорошо. У нас было два чемодана с теплой одеждой зимней: мы в ноябре переезжали. И все. Поэтому мы ничего не боялись, — вспоминает Ольга.
Ольга и Руслан сменили страну, а образ жизни остался прежним: фриланс, путешествия, поездки раз в год к бабушке Ольги на родину. Единственное изменение — Чехия, известная во всем мире своим пивом, научила ценить этот напиток.
Магазин
— Сначала мы просто пробовали все подряд, потом захотели чего-то более интересного. Так мы открыли для себя продукцию небольших пивоварен. А когда приехали в Голландию, над нами разверзлись небеса пивные! Там очень много разных стилей, направлений, продукции мини-пивоварен. Мы оттуда привезли, наверно, больше сотни бутылок с пивом в багажнике, — рассказывает Ольга Романова.
После этого было решено своими руками разнообразить «пивную карту» Праги. Сначала Ольга и Руслан на пробу привезли несколько палет пива (каждая палета — это примерно 12 ящиков) и решили продать их через интернет. Девушка смеется, если бы эксперимент не удался, пиво выпили бы сами. В апреле 2013 года открыли небольшой магазин бутылочного пива — «Пивотеку» (Pivoteka).
— Когда мы открылись, сотрудники и хозяева соседних магазинов сразу зашли посмотреть. Они нам сказали: сумасшедшие, вы закроетесь через три месяца. Потому что на соседней улице пол-литра пива можно было купить в три раза дешевле, чем у нас бутылку в 0,3 литра, — вспоминает Ольга. — Через полгода эти же люди приходили и спрашивали: как у нас дела? «Вы не собираетесь закрываться? Нам нравится ваше пиво, оно такое вкусное, и сами вы такие классные, нам без вас будет плохо». Я всегда отвечала: купите еще бутылочку, и мы точно не закроемся.
Со многими покупателями Ольгу и Руслана связывает «пивная дружба». Среди своих клиентов, рассказывает хозяйка «Пивотеки», они пропагандируют отличную от пражской пивную культуру.
— Мы предлагаем пить не до чертиков в глазах, не считать, как это обычно делают чехи, кто сколько кружек выпил. Мы предлагаем именно дегустировать разные сорта и марки пива, обсуждать их, делиться впечатлениями. Мы предлагаем пить так, чтобы было вкусно и интересно, чтобы человек понимал, что он пьет, — объясняет корпоративную политику Ольга.
Бар
Вскоре постоянные клиенты магазина стали советовать ребятам открыть бар. Полгода Ольга и Руслан искали помещение. Выбрали место в популярном, но не туристическом квартале Праги, где живет много эмигрантов из разных стран мира. Ремонтом и отделкой помещения владельцы бара занимались самостоятельно — налаживали систему розлива пива, устанавливали светильники, шили диванные подушки. На все ушло почти девять месяцев.
Себя Ольга в шутку называет пивным гиком. И бар они открыли для таких же увлеченных этим напитком людей, которые хотят пить не только хорошее чешское пиво, но и продукцию из других стран и частных мини-пивоварен. Отсюда и название заведения — BeerGeek.
Большинство клиентов BeerGeek — пражане. Туристы сюда тоже заходят, но их немного, и это специфические люди.
— К нам идут туристы, которые заранее нашли, где в Праге есть хорошее, гурманское пиво. И они сели на метро или на трамвай и уехали из маленького исторического центра. У нас часто можно услышать английскую, немецкую речь, но, как правило, это не туристы, это люди, которые переехали в Прагу. У нас многие бармены говорят на трех языках, — говорит владелица бара.
Ольга долго и увлеченно может рассказывать о каждом напитке в баре или магазине.
— Я не стараюсь продать клиенту какое-то конкретное пиво. Всегда пытаюсь понять, что он хочет получить, какой вкус, какое впечатление, какое у него настроение, где и в какое время он собирается его пить, — объясняет девушка.
Такой подход к бизнесу оценили не только постоянные клиенты BeerGeek и туристы, но и западные журналисты. В 2016 году британская The Times включила бар в пятерку лучших пивных заведений Праги.
Пивоварня
После открытия BeerGeek Руслан, обладая пытливым умом, решил понять, как можно изготовить пиво самостоятельно. Первая варка из базовых ингредиентов — зерно, солод, хмель, дрожжи — оказалась очень вкусной. Пару лет назад собственному пиву придумали торговую марку — Sibeeria. Марка включает в себя 6–7 сортов пива. Из них базовый только один — остальные все время меняются.
— Философия маленьких пивоваров — есть какое-то ядро стандартного предложения, и вокруг этого все время меняющиеся экспериментальные сорта, потому что люди любят пробовать новое, а мы любим варить новое. Это очень удачное совпадение, — говорит Ольга.
Эта философская концепция второй год для BeerGeek выливается в сезонную коллекцию пива. Посетители могут попробовать Leto, Vesna, Zima и Podzim (осень), разлитые по бутылкам.
— Сейчас у нас Leto в продаже. Легкое, вкусное, очень питкое и ароматное — жидкая квинтэссенция лета в бутылке. Когда открываешь и делаешь глоток, кажется, что вступаешь на луг, орошенный летним дождем, и вокруг тебя поднимаются цветочки, васильки, колосочки, и сладко пахнет из соседнего леса, — рассказывает пивовар.
Пока что свое пиво владельцы BeerGeek и «Пивотеки» варят на чужих мощностях.
— Образно говоря, ты приходишь на чужую кухню и говоришь: можно я в вашей кастрюльке сегодня борщ сварю и заберу его потом с собой, — объясняет Ольга процесс варки пива на арендованной пивоварне.
Но в чужих кастрюлях из-за разных технологических ограничений свое пиво варить не очень удобно. Поэтому Ольга и Руслан решили обзавестись собственной «кухней». Открытие своей пивоварни они запланировали на конец 2018 года.
Свою продукцию владельцы бара экспортируют в Италию, Голландию и Словакию. Открытие пивоварни позволит хозяевам BeerGeek выйти на новый уровень: расширить географию продаж на европейском рынке. Возможно, говорит Ольга, со временем их продукция появится и в России.
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в наши группы «ВКонтакте» и «Одноклассники».