С июня прошлого года в России начала работать единая биометрическая система (ЕБС), которая позволяет распознавать человека на расстоянии по голосу и внешности. За девять месяцев активными пользователями системы стали в том числе и жители Волгоградской области. Чаще этот инструмент используют клиенты банков. На днях журналистам в волгоградском отделении Почта Банка показали, как создается биометрический шаблон человека, а заодно объяснили, чем это удобно.
Это не шпионские штучки
Почта Банк одним из первых присоединился к единой биометрической системе и сегодня в Волгоградской области собирает данные в систему в восьми клиентских центрах. В Волгограде биометрические шаблоны создают в четырех отделениях, в Волжском — в двух и по одному в Камышине и Михайловке. На всю процедуру, которую выполняют специально обученные сотрудники, от начала и до конца уходит не больше 15 минут.
Единая биометрическая система — это детище компании «Ростелеком». Именно эта компания является разработчиком и оператором системы, созданной по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Центрального банка РФ.
— «Ростелеком» несет всю ответственность за хранение, обработку и защиту биометрических данных, — рассказал журналистам технический директор волгоградского филиала ПАО «Ростелеком» Алексей Сморжевский. — Пользователи данной системы могут удаленно, не посещая кредитные организации, получать финансовые услуги. Идентификация пользователя проводится по двум параметрам: распознаванию голоса и лица. Использование нескольких модальностей позволяет получить точность распознавания до 99,99%. На сегодняшний день в распознавании по биометрии это самый высокий процент. Самое главное, чему мы уделяли внимание, — это безопасность и защита биометрических данных.
По словам руководителя дирекции биометрических технологий Почта Банка Андрея Шурыгина, с помощью биометрии, однажды побывав в банке и оставив в системе свой биометрический слепок, любой житель Волгоградской области может совершенно спокойно, лежа на диване, открывать счета, делать вклады и оплачивать услуги.
— Сервис очень удобен для жителей отдаленных уголков Волгоградской области, инвалидов, а также жителей крупных городов, которые ценят свое личное время, — говорит Андрей Шурыгин. — Достаточно всего одного визита в банк, чтобы затем проходить идентификацию в банковских системах и решать финансовые вопросы удаленно.
Не бойтесь — «вас» не украдут
Алексей Сморжевский уверен, что идентификация личности по совокупности биометрических данных — это технология будущего, которая уже сегодня работает и упрощает людям жизнь. Но до сих пор самый часто задаваемый вопрос касается защиты персональных данных. Волгоградцев убеждают — никто ваш биометрический слепок не украдет.
— Распознавание пользователя в системе происходит по двум параметрам — голосу и лицу, а применение нескольких модальностей позволяет защищать данные с точностью 1 к 10 миллионам, — утверждает представитель компании «Ростелеком». — Кроме того, при использовании мобильного приложения «Ростелеком» «Ключ» обмен данными между смартфоном клиента и базой данных максимально защищен от перехвата российскими криптографическими средствами.
— Нет такого хакера, который мог бы взломать и воспользоваться биометрической системой, — добавляет Андрей Шурыгин.
Почему голос и лицо, а не отпечатки пальцев?
Как уже было сказано, текстовая биометрия (голос) и лицо увеличивают точность распознавания до 99,99%. Это самый высокий показатель, существующий сейчас в России.
— У отпечатков пальцев и сетчатки глаза степень защищенности слабее, — говорит в Андрей Шурыгин. — К тому же в бытовых условиях идентификация по лицу и голосу наиболее удобна. С отпечатками пальцев или сетчаткой глаза для распознавания нужно иметь специальные устройства. В случае с лицом и голосом достаточно только вашего смартфона. Сейчас мы работаем на платформе Android, позже планируем подключить и IOS.
Биометрический шаблон сейчас создается сроком на три года, говорит представитель Почта Банка. Через некоторое время этот срок может увеличиться.
— В случае, если у вас произойдут кардинальные перемены во внешности, вам просто надо будет прийти в отделение банка и еще раз сделать фото. Данные в системе обновятся, и вы снова будете узнаваемы.
Макияж, смена цвета волос или другие женские фишки единую биометрическую систему не обманут. Лицо человека сличается с шаблоном по мельчайшим деталям.
Как с меня будут делать шаблон?
То, как делается биометрический шаблон человека, который потом «живет» в системе «Ростелекома», журналистам показали на живом человеке. Вся процедура от начала и до конца не заняла больше 15 минут.
— Чтобы создать биометрический шаблон, нужно прийти в отделение Почта Банка с паспортом, СНИЛСом и подтвержденным на «Госуслугах» профилем. Если у вас нет записи на «Госуслугах», вам её создадут. После этого вам дадут заполнить согласие на обработку данных, которое будет храниться в банке. Затем надо будет сделать фотографию и записать ваш голос.
Фото и запись голоса делаются с помощью техники, которая отвечает заданным параметрам. Дома на веб-камеру для ЕБС сфотографироваться вряд ли удастся. В Почта Банке фотографию сделают по прописанным стандартам, а на специальный микрофон попросят зачитать три цифровые комбинации. Полученные данные загрузят в систему. Это займет всего несколько секунд.
— Я слышала про единую биометрическую систему, что, один раз сдав образец голоса и снимок лица, можно стать клиентом любого банка, не выходя из дома. Мне стало любопытно, и я пришла в офис Почта Банка. Это было легко, интересно и даже увлекательно. Понимаешь, что идёшь в ногу со временем. И если мне теперь нужно будет открыть в каком-то банке счёт, я смогу это сделать через смартфон, — поделилась после процедуры волгоградка Мария Шкуратова.
Как работать с единой биометрической системой?
Представитель Почта Банка Андрей Шурыгин наглядно показал, как человек, имеющий биометрический шаблон в ЕБС, может с помощью планшета, ноутбука или смартфона удаленно идентифицироваться и открыть счет в банке.
— Имея подтвержденные шаблон в единой биометрической системе и профиль на «Госуслугах», нужно открыть приложение «Ключ» «Ростелекома» и приложение нужного вам банка. Сервис предложит вам на выбор необходимую услугу. Выбираете ее, вводите пароль с «Госуслуг», а потом записываете небольшое видео.
Направив на себя камеру смартфона, человек, имеющий свой «слепок» в ЕБС, записывает короткое видео так, чтобы было хорошо видно его лицо и слышно речь. Наговорить надо комбинацию цифр. Это видео улетает в систему, которая сличает его с имеющимися слепками. После одобрения ЕБС вас перебрасывает в личный кабинет банка.
— В нашем банке по этой технологии уже открыты счета через интернет-банк и мобильный банк, — говорит Андрей Шурыгин. — В основном пользуются этой услугой люди из так называемой экономически активной категории — от 20 до 50 лет, но также есть пенсионеры и молодые люди.
Единая биометрическая система — это цифровая платформа для удаленной биометрической идентификации, которая позволяет предоставлять новые цифровые коммерческие и государственные услуги для граждан в любое время и в любом месте. Система создана по инициативе Центрального банка Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, «Ростелеком» — разработчик и оператор единой биометрической системы. Более подробно ознакомиться с системой, а также уточнить адреса банковских организаций, осуществляющих прием биометрических данных, можно на специализированном сайте «Ростелекома», посвященном биометрии.