На 16 апреля более двух недель на карантине из-за ситуации с коронавирусом сидят визажисты, парикмахеры, мастера маникюра и педикюра. Как они выживают в кризис — читайте в нашем материале.
«Что делать дальше, я не знаю»
— Всех нас ситуация с коронавирусом затронула очень сильно, — говорит мастер салона красоты Ольга. — Наш директор сейчас находится в Москве. У нас строгое распоряжение от неё, что салон должен быть закрыт до 1 мая. Не работают парикмахеры. Многие сидят с дома с кредитами и детьми, которых нужно учить дистанционно. Мужьям предлагают выходить на работу с зарплатой в 12 500 рублей. Потому что такую минимальную зарплату назначили власти. Многие семьи на эти деньги и живут. Точнее выживают.
Ольга пока проедает то, что удалось заработать до кризиса.
— Я думала о будущем и имею небольшую финансовую подушку, — говорит волгоградка. — Денег мне хватит ещё недели на две. Что делать дальше, я не знаю. Скорее всего, буду брать деньги у мамы, она работает на заводе, и её пока всё происходящее не коснулось. Наверное, придётся сесть ей временно на шею.
Мастер салона красоты отмечает, что многие её коллеги не верят в реальную опасность коронавируса.
— Мы общаемся друг с другом, у нас большие группы в соцсетях, — делится женщина. — Там сидят и ребята, живущие за границей. В целом общее мнение, что ситуация с коронавирусом — фарс. Ни у кого нет знакомых, кто бы заболел и задыхался, лежал под аппаратами ИВЛ, как показывают по телевизору и пишите Вы, журналисты. Зачем нагнетаете панику? Вы видели хоть одного тяжело больного.
«Ощущение, что специально создаётся ажиотаж»
Общаются волгоградские стилисты и с московскими коллегами.
— Есть и ребята, работающие на ОРТ. Спрашиваем визажистов и стилистов, что там с нашими звёздами, — говорит Ольга. — Отвечают, что 100% пиара. Ребята, работающие в частных медицинских компаниях, не понимают своего закрытия. Их отпустили в отпуск. Такое ощущение, что специально создаётся ажиотаж. Одну часть больниц в Москве убрали, другие — оставили. Но больницы действительно переполнены. Сейчас сезон любых ОРВИ.
В ограничительных мерах властей парикмахеры и мастера салонов красоты видят двойные стандарты.
— У нас Волгоград — самый непослушный и самый неверующий. На улицах всё больше людей, многие не надевают маски и перчатки. По-моему легче заболеть с маской, чем без неё, если ходить в ней, не снимая круглые сутки, — считает парикмахер Наталья. — У многих сетевиков, например «Л'Этуали», есть господдержка. Что касается малого и среднего бизнеса, то, я считаю, его ждёт перезагрузка. Предстоят неотвратимые процессы в экономике. У нашего директора нет денег выплатить кредиты. Помощи ей никакой на оказывается, аренду никто не отменял, как и кредиты. Скорее всего, она уйдёт с рынка. Но свято место пусто не бывает. На её место придут другие.
Глобальной гибели своей сферы парикмахеры не видят, но признают разорение многих своих.
— Сейчас открыть ИП стоит не меньше 40 000 рублей. Кто есть с долгами, уйдут, другие придут на рынок. Глобально, думаю, ничего страшного для сферы не будет. Но многие люди останутся с долгами и ни с чем. Государство, наверное, подумало и решило: «А зачем на них деньги тратить», — сетует Наталья. — Я считаю, что это несправедливо. Если бы действительно существовала угроза пандемии, то государство бы закрыло все границы ещё в феврале. И не пришлось бы в апреле закрывать людей. Многих по факту закрыли на домашний арест. Было бы всё хорошо. Мы все видим, что сейчас творится в Москве. Не исключено, что это повторится у нас.
«Сейчас многие ходят с лохматой головой»
Волгоградцы отмечают, что в условиях санитарной обработки работать теоретически можно.
— У нас спецслужбы считаются одними из самых лучших в мире. Неужели после Нового года им не было ясно, что будет? Все всё понимали. Но почему-то решили допустить именно такой сценарий, — негодует мастер педикюра Елена. — Полное закрытие салонов и парикмахерских я считаю несправедливым. Можно было ввести определённые правила приёма людей и клиентов. А сейчас многие ходят с лохматой головой. Есть парикмахеры, которые стригут на дому. Но таких мало. Многие сами боятся приглашать к себе, детям клиентов, которые могут принести любые инфекции. Дело даже не в коронавирусе. В надомниках и кроется вся опасность.
Перед закрытием парикмахерские рассматривали даже варианты продолжения работы.
— Можно организовать приём в салонах с интервалом в полчаса между клиентами. Строго по записи, со всеми необходимыми обработками. В салонах, кстати, и так расстояние между клиентами два метра. При таких условиях многие бы остались довольны. Да, стали бы обслуживать не 30 человек за смену, а 10–15. Но это лучше, чем оставлять людей ни с чем, — говорит владелица одного из салонов красоты. — Что касается мастеров маникюра, педикюра, то из моих знакомых никто не работает дома. Есть работающие парикмахеры. Они забрали из салона материалы и инструменты. Но винить их или осуждать я не могу. Одной из таких моих сотрудниц просто неоткуда взять денег.
Многие не скрывают предстоящего разорения.
— Я оставила ей ключи и разрешила из салона брать необходимые материалы. Я понимаю, что двоих детей сотрудницы иначе прокормить некому. А сам салон думаю скоро закрыть. Парикмахеры и мастера жили от зарплаты до зарплаты. Теперь стригут дома или ездят к клиентам. Я думаю, что число таких мастеров в Волгограде будет только расти по мере ухудшения финансового положения. У нас город и так бедный.
«Надо дать отсрочки по кредитам»
Попавшие в трудную ситуацию волгоградцы делятся, как можно было бы облегчить им жизнь.
— Я не знаю, как дальше жить, — признаётся Виктория. — Я считаю, что парикмахерским, хотя бы, надо дать отсрочки по кредитам. Просто отложить платежи. Без штрафов и пеней. А то у них бизнес сейчас на коленях. Так, хотя бы, морально будет легче. И надо разрешить работать салонам по жёстким санитарным правилам. Это можно и реально сделать. Это то, что касается парикмахеров. А вот тем, кто работает с бровями и ресницами — там непосредственный контакт с лицом человека. Тут всё сложнее. Хотя есть те же маски и перчатки. Но те же брови мы сами можем нарисовать, выщипать и так далее, а вот укладку причёски мужчина сам себе не сделает. Как и стрижку.
Пострадавшие представители малого и среднего бизнеса отмечают, что принимаемые властями меры финансовой поддержки обходят большую их часть стороной.
— Реальными мерами поддержки государства салоны красоты и парикмахерские воспользоваться могут с большим трудом, — говорит волгоградка. — Одна моя знакомая владелица салона обратилась за кредитными каникулами — ей дали отсрочку... Четыре дня!!! Многие другие, кто обращался, не подпадают под условия.
Ещё тяжелее тем, кто недавно пришёл на рынок.
— Мы только запустились после Нового года. Сняли офисы, купили дорогостоящее оборудование. Что делать сейчас — не знаем, — делится владелица другого салона. — У нас огромные кредиты. Пакет документов, который нужно подать для «кредитных каникул», для нас не подходит. Бюрократии очень много. Проще стать банкротом. А вот людей просто жалко.
«Аренду не снижают»
В самой сложной ситуации оказались те, кто работал неофициально.
— Я работаю неофициально и нигде никак не прохожу, — рассказала мастер-универсал по маникюру, наращиванию ногтей и педикюру Елена Иванова. — Арендовала место в салоне. Хозяйка салона также арендовала помещение. Ей с введением первых мер по противодействию распространения коронавируса аренду не понизили. Сейчас она, естественно, вообще не работает, но арендатор деньги требует за время простоя. То есть она вынуждена искать деньги за аренду при том, что работать ей нельзя.
Власти контролируют закрытие салонов.
— В первый день принятия мер она вышла на работу и делала клиентке мелирование, — говорит мастер-универсал. — В это время пришёл человек из администрации и потребовал салон закрыть. Хозяйка салона кое-как его уговорила дать ей два часа, чтобы обслужить волгоградку и собраться. Это был её последний рабочий день. Аренда составляет 25 000 рублей в месяц. Хотя она ИП, владелец помещения заявил, что платить нужно при любых обстоятельствах.
На дому волгоградка не работает.
— Я приехала в салон, забрала свой инструмент и материал домой. Всё закрылось как минимум до июня месяца. Теперь сижу дома, — говорит Елена Иванова. — У меня большая клиентская база в Центральном районе, живу в Дзержинском. Ко мне люди ездить боятся. Приглашают ехать к ним на такси, но оплачивать его никто не собирается. В итоге я сижу дома без работы, денег и выплат. Любуюсь на закупленный дорогой материал, в который вложила много денег. Никто ничего и не обещает. Так как я даже не самозанятая, то мне ничего и не полагается. Поддержка государства мне не грозит. Спасибо, что есть родственники, которые пока помогают платить ипотеку, кредит и кормить мою дочь.
«В салонах нигде не оформляют официально»
Отсрочку по ипотеке женщина получить не смогла.
— У меня ипотека в «Промсвязьбанке». Банк только по личному заявлению перевёл дату платежа с 15 на 20 число. Ипотеки он не «замораживает», — делится мастер по маникюру. — Когда я оформляла ипотеку, то работала официально. Сейчас, чтобы временно приостановить платежи, мне нужно предоставить справку от работодателя, что я не работаю, и кучу других различных документов. Только при выполнении этих требований банк может устроить мне «каникулы». Но так как я не работаю официально больше года, то мои доходы, получается, не изменились из-за коронавируса. А следовательно, на «заморозку» платежей претендовать не могу. С кредитом та же картина.
Официально оформляли в салонах и парикмахерских далеко не всех.
— Так сложилось, что на своего работодателя я работала семь лет. Я просила оформить меня официально и была готова платить за себя налоги, продолжает Елена. — Мне отказали, но поскольку была хорошая клиентская база и возможность зарабатывать деньги, я пошла на эти условия, других вариантов работы у меня всё равно не было. В салонах нигде не оформляют официально. А ипотеку оформляла, устроившись официально в другом месте с минимальной зарплатой. После её одобрения уволилась оттуда.
Женщина не стала оформляться и самозанятой.
— После Нового года я собиралась ехать работать в Москву. Там я должна была устроиться официально, была уже договорённость. Но произошла ситуация с коронавирусом. Если бы я не планировала переезда в столицу, то оформила бы себе самозанятость, — говорит мастер.
«Сейчас просто делают всё, чтобы мы были ниже»
Меры властей волгоградка также считает неоднозначными.
— Я считаю, что меры властей по закрытию нашей сферы не оправданы, — делится мнением Елена Иванова. — Потому что у нас работают «Фикс прайсы», «Парфюм декоры» и другие. Это магазины не первой необходимости. И если бы наш любимый губернатор дал добро хотя бы на работу салонов красоты, с условием приёма одного клиента с последующей уборкой и дезинфекцией, что в принципе и так и было, то было бы лучше. А сейчас, мне кажется, просто хотят понизить уровень жизни человека. Чтобы, когда мы выйдем после эпидемии, были готовы работать за любые копейки, лишь бы закрыть свои долги, которые у нас накопятся. Вот и всё! Для этого всё это и делается.
Парикмахерам живётся немного лучше.
— Вы посмотрите на фотографии Андрея Ивановича. У него есть личный парикмахер, который приезжает к нему домой и стрижёт его. Я знаю многих парикмахеров, у кого есть личный транспорт, которые разъезжают по домам и там обслуживают клиентов, — отметила мастер. — Я не могу себе такого позволить, потому что у меня дорогостоящий инструмент. Его можно использовать стационарно и возить нельзя. Если я его 3–4 раза свожу в такси, то он просто полетит. А парикмахеру проще: краску в сумку кинул, инструмент — ножницы, машинку. Они много места не занимают. Поэтому парикмахеры прыгают в авто и ездят по городу, чтобы заработать хоть какие-то копейки.
«Необходимо понизить налоги»
Волгоградка уверена, что после отмены всех запретов её сферу деятельности ждёт совсем другая жизнь.
— Сейчас просто делают всё, чтобы мы были ниже, чем были. Чтобы были в рабстве, но это лично моё мнение. Чтобы были готовы работать за копейки. А то мы слишком стали много хотеть. Это как было с высшим образованием в своё время. Оно тогда казалось чем-то сверхъестественным. А сейчас оно есть практически у каждого, — рассуждает женщина. — У меня, например, высшее экономическое и среднее медицинское образования, но я работаю мастером маникюра. Образованных появилось слишком много. Также сейчас с этим коронавирусом. Слишком много у людей появилось денег. Много недвижимости — у многих есть дачи, квартиры. Пусть и в ипотеке. Слишком хорошо мы стали жить. Поэтому нас надо немножечко понизить. Так же как и с пенсией. Слишком много пенсионеров. Сейчас вирусом всех подкосим, а в пенсионном фонде денежки останутся.
Мастер маникюра сделала для себя определённые выводы.
— Лучшее, что, по моему мнению, нужно сейчас сделать — это выйти всем из тени. Всем работать официально, чтобы в следующий раз при такой обстановке люди были с деньгами, — резюмировала Елена. — Я знаю одно точно: как только это закончится, я буду оформляться официально, независимо в каком городе буду жить. А сейчас, думаю, необходимо понизить налоги тем же ИП, из-за которых люди и не хотят выходить из тени. Они причины того, что люди сидят и работают втихую, прячутся. И не боятся штрафов. Действует наше русское «авось» — а вдруг прокатит? В этот раз ни у кого не прокатило...
Всю информацию о коронавирусе узнавайте в режиме онлайн.