В Волгограде после Нового года резко выросли цены на компьютерные комплектующие. Феноменальным на общем их фоне оказался рост стоимости видеокарт. Сейчас в Волгограде их практически невозможно найти. Разбираемся в причинах ажиотажа.
Одним из столкнувшихся с резким ростом цен и дефицитом стал известный волгоградский активист Алексей Ульянов. Он намеревался самостоятельно собрать компьютер для учебы своих детей и чтобы поиграть самому. Но, изучив предложения магазинов, был неприятно удивлен.
— У меня двое детей школьного возраста. В следующем году еще двое школьников добавится, и, конечно, возникает вопрос о том, что детям нужен компьютер. — рассказывает Алексей Ульянов. — Компьютер я хотел собрать сам, купив все запчасти по отдельности. В декабре я начал присматриваться, но цены тогда были слишком высокими. Я думал, что после Нового года спрос на комплектующие упадет, и я куплю всё подешевле. На днях я решился на покупку. Но когда стал изучать предложения крупных магазинов по продаже электроники, я увидел, что всё сильно подорожало. Особенно подорожали видеокарты. Даже недорогие позиции прибавили в цене по 10–15 тысяч рублей.
Но на этом проблемы не закончились — помимо высоких цен, волгоградец столкнулся с тем, что выбор видеокарт сильно сократился и даже имеющихся позиций зачастую нет в наличии.
— В моей ценовой категории продается всего несколько моделей видеокарт, — говорит Алексей Ульянов. — Я ориентировался на 25 тысяч рублей, чтобы за 50 тысяч рублей собрать целиком хороший компьютер. В итоге и цена сильно выросла, так еще и этих комплектующих нет в продаже. Теперь сижу и думаю, что нужно было всё купить до Нового года. А что теперь делать — не знаю, потому что компьютер всё равно нужен.
Поставщики комплектующих во всём винят падение рубля и пандемию. Рост цен наметился еще в октябре, но из-за сроков поставки для потребителя это стало очевидно только сейчас. По словам экспертов, ждать снижения не стоит.
— Комплектующие в долларовом эквиваленте начали дорожать еще в конце октября, — объясняет руководитель отдела закупок ООО «Скайтерра» Юлия Блинова. — Учитывая, что транзиты приходят с небольшими промежутками, то подорожание было достаточно плавным. Могу сказать, что данный процесс еще не достиг своего апогея. Цены в ближайшее время продолжат свой рост.
Но феномен столь резкого подорожания видеокарт, даже на фоне остальных комплектующих, Юлия Блинова объясняет не прекратившимся до сих пор вниманием к майнингу криптовалют. Только биткойн с октября 2020 года по январь 2021 года подорожал в четыре раза и на пике стоил более 40 тысяч долларов США. Но еще весной майнить биткойны на обычных видеокартах перестало быть рентабельным, поэтому пользователи переключились на альтернативные криптовалюты.
— Если говорить именно о видеокартах, то рост цен на них в последние две недели, конечно, пугает, — рассказывает Юлия Блинова. — И в данном случае проблема не только в пандемии, которая вызвала дефицит востребованных позиций на рынке комплектующих. Все мы знаем, что спрос рождает предложение. Каждый раз, когда криптовалюта начинает бить новые рекорды, просыпаются майнеры, которые готовы вкладывать в видеокарты практически любые деньги. От чего сейчас в Волгограде страдают пользователи-игроманы.
Коллега Юлии Блиновой, руководитель волгоградского филиала компании «Сканер» Роман Атманян не видит никаких спасительных причин, чтобы этот рост цен на комплектующие остановился или хотя бы затормозил.
— Что касается января — он каждый год пустой. Но на рынке и комплектующих сейчас в два раза меньше. Это связано с пандемией коронавируса, — считает Роман Атманян. — До сих пор остаются неполноценными циклы производства в Тайване и Китае. Удорожание так или иначе в этому году продолжится. Есть несколько причин роста цен: рынок такой плохой, пандемия плохая, игроки такие жадные. Если к концу квартала цена будет подниматься и падать — значит, игроки просто играют и наблюдают за спросом. Если она будет стабильно идти вверх — значит, проблема в производстве, значит, так и не запустились. Ну а третий вариант очень простой — если ограничения, связанные с пандемией, снимутся и каждый месяц будет потихоньку происходить коррекция, в зависимости от запуска производства. Это происходит по всей России — не только в Волгограде. Сказать, что есть колоссальная нехватка товара, нельзя. Есть проблема с выбором. Выбор ограничен, количество ограничено, сроки поставки увеличены.
Что касается дефицита видеокарт, то, по мнению Романа Атманяна, в этом виновен не только избыточный спрос от майнеров, но и их нечистоплотное поведение.
— Видеокарт сейчас практически нет. Но их и в прошлом году уже не было. Это майнеры, а они — идиоты, — волнуется Роман Атманян. — Они искусственно создают рынок и искусственно его рушат. Сейчас видеокарты для майнинга стали в пять раз дороже, чем были. Если другие комплектующие для майнинга можно брать среднего уровня, то видеокарты нужны очень мощные. Средняя цена хорошей карты для майнинга — это 200 000 рублей. И такие карты сейчас невозможно купить. Представители производителей говорят нам, что даже если у них появятся видеокарты, то на рынок они их не пустят. Причина в том, что майнеры берут аппараты и пользуются, например, год. А на видеокарту в среднем от двух до трех лет гарантии. Но майнеры могут год ее насиловать в круглосуточном режиме, хоть это уже нарушение правил эксплуатации. А в конце года прийти и сказать, что она не выдает нужную мощность, и сдать по гарантии. Через год эту видеокарту уже не на что поменять. Приходится возвращать деньги, на которые майнер покупает новую карту. Это жульничество. Из-за этого есть дефицит на рынке, и дистрибьюторы искусственно сдерживают количество видеокарт, потому что им невыгодно их продавать. Потери по этой позиции для них очень высоки. Но спрос на карты действительно вырос.
Напомним, это уже не первый случай ажиотажа вокруг видеокарт и майнинга криптовалют. Впервые дефицит видеокарт накрыл Волгоград в 2017 году, когда майнеры преимущественно добывали биткойны. Но если тогда скупали только топовые модели, то сейчас в ход уже идут и карты со средними техническими характеристиками.
— Майнеры стараются покупать сразу по несколько штук. В первые волны роста криптовалют видеокарты покупали десятками, — вспоминает Юлия Блинова. — Были те, кто готов был приобрести и сотню видеокарт за раз. Ситуация сохраняется и сейчас. Многие модели сейчас просто невозможно найти. Цены на них выросли минимум в полтора раза. Сейчас мы выкупаем видеокарты из транзитов. Видеокарты выпускают в Китае. С момента, когда видеокарта уже вышла с конвейера, и до момента, когда она числится в базе дистрибьютора, — это транзит. То есть мы сейчас занимается тем, что делим шкуру еще неубитого медведя: видеокарт в России еще нет, но мы их уже купили. И перед нами уже стоит нервно подпрыгивающий покупатель с кошельком в руках, готовый ждать товар не один месяц.