В Волгограде в ближайшее время с большой вероятностью закроются магазины торговой сети «МАН». По информации источника V1.RU, близкого к сфере ритейла, уже к лету в городе-герое не останется ни одного работающего супермаркета. Вспоминаем, чем бренд запомнился Волгограду.
А начиналось всё красиво
Торговая сеть «МАН» открылась в городе-герое в 2001 году и успела дорасти до нескольких десятков точек по всему Волгограду. Владельцем бизнеса был Андрей Воробьев, который позже даже стал депутатом облдумы. Дела у предпринимателя шли настолько хорошо, что он успевал заниматься и благотворительностью, и пытался участвовать в благоустройстве города.
Проблемы у компании начались в 2013 году, когда надзорные органы выявили неуплату особо крупной суммы налогов. В попытках расплатиться с государством руководство торговой сети берет огромные кредиты под залог супермаркетов, а также получает товарные кредиты. Пока задолженность по налогам понемногу гасилась, долги перед кредиторами росли.
После этого компанию «МАН» переименовали в «Гермес ритейл», а все торговые точки перешли в управление к ООО «Лакки» с московской пропиской. Сам же «Гермес ритейл» начал банкротиться, пострадавшими кредиторами признали более 100 юридических лиц.
Позже в отношении Андрея Воробьева было возбуждено несколько уголовных дел за неуплату налогов, а 22 марта 2022 года ООО «Лакки» сообщило о своем намерении обратиться в Арбитражный суд с иском о признании компании банкротом.
В 2017 году компания «МАН» заявила о закрытии тех магазинов, где проходимость не оправдывала издержек на их содержание. Однако при этом в компании подчеркнули, что крупные магазины сохранятся и будут работать в прежнем режиме. В первую очередь это касалось «СуперМАНа» на улице Советской, «МАНа» на Ангарской и всех подобных магазинов.
В 2018 году с иском к компании обратился завод «Волгомясомолторг», требовавший с торговой сети 14 миллионов рублей, а также волгоградский хлебозавод № 5, которому торговая сеть была должна 27 миллионов.
Кроме того, в компании несколько месяцев не платили положенные выплаты сотрудницам, ушедшим в декретный отпуск.
«Все увидели, кто купался без трусов»
Торговая сеть плавно вымирает уже несколько лет — магазины постепенно закрываются, полки в них пустеют. Накануне стало известно о поиске нового арендатора помещения «СуперМАНа» на улице Советской, а позже источник V1.RU рассказал о вероятном полном и неизбежном закрытии сети «МАН».
— Судя по всему, не будет больше «МАНов» у нас, — рассказал источник V1.RU, близкий к сфере ритейла. — Когда они переписались на ООО «Лакки», они обнулились. Вопрос не в долгах, вопрос в модели бизнеса. У них всегда была очень высокая наценка на товары. Изначально сеть работала в верхнем ценовом сегменте. Количество людей, которые готовы были переплачивать за все это, со временем сократилось. Плюс конкуренция со стороны других сетей, у которых наценка меньше. «МАН» просто не нашел ту модель бизнеса, которая позволила бы им стать успешной. Насколько мне известно, к 1 июня, скорее всего, ни одной точки в городе уже не будет.
Экс-мэр Волгограда и совладелец торговой сети «Покупочка» Евгений Ищенко сообщил, что был лично знаком с Андреем Воробьевым, но встречался с ним не так часто.
— Он, безусловно, способный предприниматель, к сожалению, совершивший несколько стратегических ошибок, — считает Евгений Ищенко. — Дело в том, что он на протяжении длительного времени использовал схемотехнику оптимизации налогов. Пока у государства были сытные годы, нефтедоллары и прочее, на людей, которые такими вещами занимались, внимания не обращали. Всё это время, получая сверхдоходы, оптимизируя налоги, Воробьев вкладывал деньги в разные новые проекты, которые никак не были связаны с основным бизнесом. Вкладывался он в лампы по проекту «Светозар», не пошел проект. Потом было у него сельхозпредприятие с коровами тоже не пошло. Он распылил деньги и не справился. Ко всему прочему надо учитывать нашу нестабильную экономику. Ну и в итоге пришел к тому, к чему пришел.
«Есть такая поговорка: "Когда денежное море схлынуло, все увидели, кто купался без трусов"»
Евгений Ищенко признался, что ни капли не рад возможному уходу конкурента с рынка, напротив — ему жаль, что местные сети постепенно вымирают, потому что в конечном счете от этого пострадают простые жители.
— По сути сейчас из торговых сетей местных осталась только «Покупочка». И «Радеж» уже в стадии продажи «Магниту», и «МАН» закрывается. А надо понимать, что местные сети — это и налоги, и ценовая политика, — утверждает бизнесмен. — По нескольким регионам мы уже видим, что антимонопольная служба ведет расследования по факту уничтожения местных сетей федеральными. А что делают федералы? Они устраивают в конкретном регионе ценовую войну. Год-два они продают себе в убыток, все радуются низким ценам. После этого умирает местная сеть, а федералы взвинчивают цены.
По мнению бизнесмена, Андрея Воробьева «задушили» историей с налогами. Евгений Ищенко считает, что власти могли дать ему отсрочку, найти компромисс, но не доводить до банкротства.
— Ко всему прочему, в местную сеть всегда проще зайти местному производителю. Если у вас маленький завод по производству подсолнечного масла или мороженого, вы к федералам не попадете. Я вам это как бывший владелец консервного завода говорю, — отметил экс-мэр Волгограда. — Сейчас из-за непростой экономической ситуации в стране федеральные сети могут начать получать от государства различные преференции: льготные кредиты, другие виды помощи. И тогда местные сети окажутся в неравных условиях, и их задавят. Мы тоже испытываем серьезное давление. Сейчас мы работаем на грани себестоимости, практически ничего не зарабатывая. Всё уходит на зарплаты, налоги, коммуналку и аренду. Я надеюсь, что мы выстоим.
«Бизнес бежит отсюда»
Другой бывший мэр Волгограда, Роман Гребенников, также не скрывает своего огорчения от новостей о вероятном закрытии сети «МАН» и вспоминает тяжелые 2009–2010 годы, когда в разгар кризиса совместно с местными и федеральными бизнесменами власть сдерживала рост цен в магазинах.
«Исчезновение местных сетей — большая трагедия для Волгограда»
— Если сеть местная, она заинтересована в развитии региона, чтобы население не беднело, а средний чек был стабилен, — считает Роман Гребенников. — И в этом плане работать с местными сетями местной власти всегда комфортнее. Плюс местные сети всегда идут навстречу местным производителям. Мы в свое время настаивали на том, чтобы более 50% продуктов на полках были произведены на территории Волгоградской области.
По словам экс-мэра, у сетей существуют постоянные проблемы, связанные с юридическими или налоговыми вопросами, подключению к коммунальным ресурсам, в которых власти старались помогать местным бизнесменам.
— Федеральные сети всегда хуже реагировали на требования местной власти, — утверждает Роман Гребенников. — Когда ты ковыряешься в носу где-то в Подмосковье или на Сейшельских островах, судьба волгоградцев тебя мало интересует. Вы посмотрите, откуда нам мясо возят. Даже яиц из Волгоградской области в федеральных сетях вы не найдете. Это ужасно. Если местная власть не будет работать, никто с этими олигархами не справится.
По мнению Романа Гребенникова, большую роль в поддержке местных бизнесменов играют местные власти.
— Это недочет, практически глупость и бездарность правления нынешней региональной команды, которая допустила ликвидацию таких местных сетей, как «Радеж» и «МАН», — убежден собеседник редакции. — Им нужно помогать. А вместо этого получилось то, что получилось. В настоящее время в регионе нет понятной и прозрачной промышленной и торговой политики. Если местные сети уничтожаются — контакта с властью нет вообще. У нас бесконтрольно и чрезвычайно волюнтаристски работает налоговая служба. Вместо того чтобы помогать налогоплательщику, с него выжимают все соки. Они не помогают инвестиционной привлекательности региона, они уничтожают его. Бизнес бежит отсюда. Вы посмотрите, все юрлица регистрируются где угодно, но не в Волгоградской области.
Журналистам V1.RU не удалось получить комментарий от Андрея Воробьева или торговой сети «МАН». По указанному номеру телефона компании на неоднократные звонки редакции никто не ответил. Редакция готова опубликовать любую точку зрения торговой сети.