Волгоградские сети общественного питания «Блинбери» и «СушиВёсла» выходят на международный уровень. По словам владельца брендов Евгения Купко, прямо сейчас ведутся переговоры об открытии российских блинных в Дубае и нескольких городах Китая. Мы поговорили с известным волгоградским предпринимателем, о трудностях развития бизнеса в Волгограде, России и за рубежом, об отношении властей и о перспективах превзойти McDonald’s.
— Мы сейчас активно развиваем два своих основных бренда — «Блинбери» и «СушиВёсла». Были еще Pizza Cup, «Кстати кофе» и кофейня Waves в центре, но от мелких брендов мы с советом директоров решили отказаться и сосредоточились на основных. Сейчас наша сеть представлена в 14 регионах России. Наблюдаем очень высокий спрос и по узнаваемости уже вышли на такой уровень, когда можно развивать франчайзинг. С нами хотят сотрудничать поставщики, арендодатели и все остальные. Каждый год мы прирастаем на 60 процентов и больше, и даже ковид этому не помешал.
По словам волгоградского бизнесмена, работа по франшизе позволяет расширяться быстрее. Сейчас компания открывает таким способом в два раза больше объектов, чем в собственной корпоративной сети.
— Бизнес, связанный с общественным питанием, очень сложен, и наша задача сделать его простым для освоения и работы по франшизе, чтобы любой человек даже без опыта в ресторанном бизнесе мог быстро добиться успеха у себя в регионе с нашими брендами, — добавил Евгений Купко. — Мы сильно выделяемся на фоне остальных во многом благодаря тому, что все свои внутренние бизнес-процессы мы оцифровали. У нас есть полностью отлаженная собственная доставка и IT-решения на любую бизнес задачу: мобильные приложения для курьеров, маршрутизатор, call-центр, мобильное приложение по управлению ресторанами, приложения для обучения сотрудников.
По мнению Евгения Купко, лучший способ добиться узнаваемости по всей стране — покорить аэропорты.
— Мы ставим перед собой цель — быть узнаваемыми в федеральном масштабе. Одна из последних тенденций — это открывать точки в аэропортах, — рассказал владелец сети ресторанов. — Блинные подходит для этого идеально. Особенно важно открыться в пяти главных аэропортах страны: Шереметьево, Домодедово, Внуково, аэропорт Сочи, аэропорт Санкт-Петербурга. На данный момент мы уже открыты в трех из них, ведём переговоры с аэропортом Домодедово и с нашим волгоградским аэропортом.
«Мы не нужны, о нас не думают»
По мнению Евгения Купко, ресторанному и отельному бизнесу в Волгограде и в России не хватает поддержки властей.
— Я уже 12 лет в бизнесе и вижу, что ни региональное руководство, ни федеральное о нас не думает, — сказал Евгений Купко. — Ресторанный сектор, сетевое общественное питание или отели — это всё сфера услуг, а она в этой стране никому не интересна. Нужны заводы, пароходы, шахты, самолеты, а мы не нужны, о нас не думают. И поэтому такая кривая налоговая система, и поэтому такое отношение на всех уровнях власти. Повезет — будет успех, не повезет — не будет. Как, например, получилось у нас в Астрахани, когда там открылся наш партнер по франшизе. Начались встречи с губернатором, мэром, замом, обсуждения. В Волгограде такого общения с властями у нас нет.
По словам предпринимателя, построение бизнеса в России носит не системный, а скорее случайный характер.
— Стратегии развития отрасли общественного питания в России нет или мы о ней ничего не знаем, — поделился мнением ресторатор. — Бывают успехи локальные, например, Москва сейчас дает гранты. Мы на эти гранты открыли в Москве четыре большие, дорогие блинные, но это единичный случай, именно в это время и именно в Москве. Сказать, что это системное явление, нельзя. Ну, а про Волгоград и вовсе все забыли. Мы уже не мыслим Волгоградом. Для нас это просто родной город. Мы ни с кем здесь не общаемся и не встречаемся. Вот выиграли мы конкурс на строительство блинной с террасой на новой набережной возле бронекатера, прошли согласования и общественные слушания, два года платили аренду, пережидали ковид, а сейчас город взял и поднял нам стоимость аренды вдвое.
Напомним, о незаинтересованности местных чиновников продвигать новые проекты в Волгограде Евгений Купко уже высказывался в самом начале пандемии коронавируса два года назад. Бизнесмен тогда рассказал, как пытался арендовать построенный к Чемпионату Мира по футболу цех и проходил через многочисленные бюрократические препятствия.
«Нам не хватает времени»
По мнению Евгения Купко, конкурировать с мировыми лидерами всё же реально и для российских компаний.
— Что-то построить, даже небольшую региональную компанию как наша — это невероятный труд, рутинная, монотонная, ежедневная работа, — рассказал бизнесмен. — Конечно, бывает, что и руки опускаются из-за каких-то обстоятельств, но главное качество хорошего предпринимателя — это гибкость, быстрая адаптация ко всему. С одной стороны есть сложности на рынке, а с другой — есть и возможности, которые мы используем. Закрытие McDonald’s особого влияния на нас не оказало. В целом мы бы и при них так же развивались. Сейчас они под другим брендом откроются, но нам это никак не помешает двигаться дальше. Всё дело в глубокой проработке бренда.
По словам ресторатора, все необходимые для успеха ресурсы у нашей страны есть, не хватает только понимания, какие из них самые важные.
— У нас в стране до сих пор нет своего мирового бренда по той же причине, почему нет своего «Айфона», своего «Макдоналдса», своих сетевых отелей, текстиля, — сказал Евгений Купко. — У нас нет ничего, кроме военно-промышленного комплекса. В то же время вопрос о том, есть ли шанс в России построить успешный бизнес мирового уровня, для меня даже не обсуждается. Шанс есть у всех. У нас вообще в стране всё будет хорошо, если не разбрасываться самым важным ресурсом — людьми. К сожалению, тенденции прошлых лет сейчас возвращаются. Мы опять начинаем искать врагов народа, а самые талантливые ученые и деятели культуры уезжают. Во всём мире люди — это главный ресурс, а у нас по-прежнему ресурсом являются основные средства — нефть, газ, станок, здание, автомобиль. У меня никаких сомнений нет в том, что у России есть все возможности стать мировым лидером в экономике, но, наверное, не при нашей жизни. Нам не хватает времени.
«В России самые крепкие и талантливые предприниматели, потому что им постоянно приходится преодолевать трудности»
«Мы точно будем пробовать»
Ограничиваться российским рынком бизнесмен не планирует и уже продумывает выход на иностранные площадки. По словам Евгения Купко, замедляет этот процесс только пандемия коронавируса.
— Мы активно изучаем вопрос выхода на международный уровень. Был потенциальный партнер в китайском городе Гуанчжоу, но ковид нашим планам помешал, — рассказал волгоградский предприниматель. — Мы даже не можем туда прилететь из-за ограничений, но продолжаем исследовать китайский рынок, а заодно рынок Индии. Но в первую очередь собираемся открыть точку в Дубае. Там уже есть помещение, оно сейчас проходит все этапы согласования. Задача стоит до конца года открыть первую блинную в этом городе. Получится это или нет с учетом последних событий, связанных со спецоперацией, пока неизвестно.
По мнению Евгения Купко, арабский город лучше всего подходит для продвижения бизнеса за рубеж.
— Мы изучили рынок Дубая, национальные особенности, конкурентов и теперь понимаем, какой нужен продукт, — добавил предприниматель. — Выбор пал именно на Дубай, потому что это по-настоящему интернациональный город и при этом он близок по культуре к Индии и Китаю. Индусы сильно ориентированы на Дубай, поэтому следующим этапом мы и хотим выйти на индийский рынок. Конечно, было бы проще открываться совместно с сильными партнерами, но пока таких нет. Есть запросы из Гонконга и из небольших городов Китая, как правило, это наши соотечественники. Вообще в мире много примеров развития бизнеса, аналогичных нашему, но не с такой глубокой проработкой концепции и без IT-основания, поэтому мы считаем, что должны идти дальше. Во всяком случае, мы точно будем пробовать.
«Мы не были такими умными»
К слову, свое ближайшее будущее с Дубаем связывает не только Евгений Купко, но и его сын Никита. Молодой человек собирается там учиться.
— Мой сын пока еще не учится за рубежом, но он хотел бы учиться в международном университете, для поступления в который требуется сертификат IB программы — это международный стандарт. Рассматривает вариант поступления в МГУ на международную экономику или в Принстонский университет, — рассказал волгоградский бизнесмен. — Чтобы получить сертификат IB, он поехал в Москву и поступил в российскую школу, где есть такая программа. Поступил, но проект закрыли из-за начавшейся спецоперации, а все преподаватели разъехались. В результате Никите пришлось поступать в дубайскую школу, в которой есть эта программа. В одну из школ поступить не удалось — не хватило знаний по международной экономике. Сейчас собирается поступать в другую. Если у него все-таки получится, то ему придется отучиться там два года, чтобы получить сертификат, и только после этого он сможет поступать в университет, который хочет.
Желание сына обучаться за границей волгоградского предпринимателя не смущает. Отец уверен в пророссийской позиции сына.
— Он парень уже взрослый, сам принимает решения, где ему учиться, сам взвешивает риски, а мое дело — поддержать, — добавил Евгений Купко. — Учиться за границей в международном университете он хочет, потому что очень долго изучал языки, имеет очень высокие баллы и не хочет, чтобы эти труды и знания пропадали зря. У меня нет переживаний по поводу его обучения за рубежом, что он попадет под какое-то влияние, поскольку сын уже сформированная личность, очень пророссийский, очень здравый и развитый не по годам. Мы с ним проехали все места славы в России, посещали концлагеря в Германии и Австрии, он очень увлекается военной историей. Изучает ее глубоко и с разных сторон. Ходит в исторический кружок. Не то, что мы разгильдяи — учились в спортивных классах Волгограда и Волжского. Мы точно не были такими умными в этом возрасте.