V1
Погода

Сейчас+23°C

Сейчас в Волгограде

Погода+23°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +19

0 м/c,

756мм 25%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес обзор «Это абсолютно провальный проект»: разбираемся, почему умирает «Аллея на Центральном рынке» Волгограда

«Это абсолютно провальный проект»: разбираемся, почему умирает «Аллея на Центральном рынке» Волгограда

Единственный постоянный гость открытого пару лет назад пространства — местный охранник

Фудкорт с ноткой ЛОФТа — отделкой из красного кирпича — пустует и днем, и ночью

В Волгограде умирает «Аллея на Центральном рынке». Отремонтированное и открытое пару лет назад пространство, ориентированное на молодежь, пользуется нулевым спросом как у местных жителей, так и у гостей областной столицы. По словам горожан, обещанные концерты и мероприятия там давно не проводятся, а местный общепит работает себе в убыток. Мы поговорили с экспертами, неравнодушными к знаковым местам Волгограда — маркетологом, архитектором, ресторатором, — и выяснили, что происходит с «Аллеей на Центральном рынке».

Фуд-корт убила пандемия

Напомним, обновленное пространство, пережившее масштабную реконструкцию, открыли в ноябре 2019 года. Но еще задолго до его презентации горожане переживали о будущем исторического места в центре Волгограда. Пока одни хвалили руководство Центрального рынка за находчивость, другие припоминали им фермеров, оставшихся без мест для торговли.

На момент открытия там было гораздо меньше посадочных мест

Первое время горожан завлекали новым общепитом, концертами и розыгрышами мобильных телефонов. Какое-то время волгоградцы приходили посмотреть на обновленное пространство, но возвращались туда далеко не все. А за время пандемии территория пришла в практически полное запустение.

Если в любой летний вечер подойти к «Аллее на Центральном рынке», можно увидеть, что волгоградцы отдыхают во всех окружающих кафе и ресторанах, но не на крытом фуд-корте со сценой. В час-пик для общепита — около 21:00 буднего или выходного дня — отдыхающие волгоградцы и гости областной столицы сосредоточены на другой Аллее — Героев.

В отремонтированном овощном корпусе Центрального рынка же сидит один охранник, мимо которого ходят редкие посетители местного туалета. Но в уборной царит ужасный беспорядок — нет ни мыла, ни бумажных салфеток, ни сушилки для рук, а смесители — нет-нет, да вывалятся из раковины. Уровень чистоты пола и сантехники — на таком же уровне.

Когда-то там даже проводили концерты

В самом же фуд-корте — гробовая тишина, сквозь которую изредка пробивается уличный шум и эхо от шагов справивших нужду посетителей. Повара и кассиры местного общепита уткнулись в телефон и просто ждут, когда смена закончится, а большая часть точек и вовсе закрыта. По словам охранника, пространство открыто до 00:00, но многие точки общепита сворачивают работу уже в 20:00–21:00, потому что посетителей нет.

По словам бывшего помощника директора МУП «Центральный рынок» Станислава Анищенко, который приложил руку к продвижению общественного пространства, планы на эту территорию были большие.

— Насколько я помню, основная идея была сделать гастрономический островок в центре Волгограда, — вспоминает Станислав Анищенко. — Причем он должен был состоять из кухонь разных народов мира, чтобы было разнообразие и чтобы это было доступно и для туристов, и для местных жителей. Больше работали на последних. На мой взгляд, этого достичь удалось. Когда мы открывались, практически все павильоны работали. Арендаторов отбирали исходя из предложений. Например, если было два ресторана — тайская и вьетнамская кухня, — мы отказывали кому-то, чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию. За образец брали фуд-корты типа «Депо» в Москве, но сильно в подражание не ударялись — Москву и Волгоград тяжело сравнивать. Кроме поесть и попить мы старались организовать какие-то ивенты — приглашали начинающих и профессиональных музыкантов, кавер-группы.

За три года на «Аллее» частично сменились арендаторы

Сам Станислав Анищенко сейчас работает за пределами Волгограда и давно не видел, во что превратилась «Аллея на Центральном рынке», однако считает, что большую роль в этом сыграла пандемия.

— По моему субъективному мнению, главная причина того, что проект забуксовал — это однозначно коронавирус, — утверждает волгоградец. — Потому что открылись и запустились нормально, все началось раскачиваться. Но как только аллея встала на рельсы, начался коронавирус. Ограничения были очень жесткие, и ничего не работало. Если бы не пандемия, пространство бы раскрутилось как следует.

А что, если вернуть рынок?

Рассуждая о причинах провала проекта, известный волгоградский маркетолог Оксана Бабижаева утверждает, что одна из ключевых проблем — идея.

— Однозначно сказать нельзя, к каждому проекту нужен индивидуальный подход. Есть много нюансов, — рассказала волгоградка. — Но я думаю, что как фуд-корт это никогда не заработает. А зачем? Улица работает, потому что на улице можно и на самокате, и на велосипеде мимо проехать, и курить, и веселиться, и много чего. Если бы меня спросили, я бы сделала просто нормальный центральный рынок. Как фудмолл «Депо» в Москве. И он бы работал. Там и выкладка современная, а не как в киосках, и продукты интересные, и тут же тебе это могут приготовить. В районе Советской у нас очень низкая плотность. Активных местных жителей мало, в основном бабушки и дедушки. Молодежи там мало живет. Я тоже там живу, но я уже не тусовщик. Судя по концепции, которую там развернули, расчет на местных не идет. А если говорить для тех, кто подальше — все на машинах, а парковки нормальной нет.

«Нужен человек — вдохновленный руководитель или предприниматель, который бы этим всем занимался»

По мнению Оксаны Бабижаевой, обновленный рынок бы привлекал не только местных жителей, но и гостей Волгограда.

Сегодня лишь единицы заходят на фудкорт. Одни покупают еду в общепите, другие приносят с собой

— Если бы был рынок, это еще и туристический потенциал — люди пришли, поглазели, что там местного продается, или не обязательно местного, — уверена Оксана Бабижаева. — Тут волгоградский продукт, тут азербайджанский, тут еще какой-то. То же масло сарептское «Пикантное» — его вообще нигде не продают, кроме аэропорта. А затащили бы его на центральный рынок, было бы другое дело. Подобные пространства в Москве, к примеру, дизайн-завод «Флакон» — они делают повестку. И их арендаторы тоже. А здесь нет контента. У нас как: один магазин с чаем, другой с восточными сладостями, третий — вьетнамская кухня. К тому же туда зайдешь — а там половины товаров нет в наличии. Еще второй этаж зачем-то сделали. Лучше загружать единое пространство, а там ни то, ни другое не доделано. Если бы там хотя бы стендап читали, уже народ бы стягивался.

Частично с мнением Оксаны Бабижаевой согласен политтехнолог, владелец бара Nora Pub Вячеслав Кузьменко.

В местном общепите едва ли можно застать посетителей

— Надо понимать, что на Центральном рынке один общепит не может быть точкой притяжения народа, — уверен предприниматель. — Люди туда не поедут ни с Дзержинского, ни с Краснооктябрьского даже. Туда незачем ехать. Самый яркий пример в отношении перестроек рынков — это Центральный рынок в Воронеже, который классно сделали и чуть ли не мрамором выложили. Но дело не только в реновации здания, а больше в месте, куда со всего города можно приехать — там продукция местных производителей чуть ли не с разбивкой по всем районам области, где можно закупиться на всю неделю домой. А ради чего ехать на Центральный рынок Волгограда? Ради общепита? Да его и вокруг полно. А рядом дома-сталинки, где немного народу живет, но в основном старшее поколение, которое не обладает большой покупательской способностью. Поэтому и «СуперМАН» как проект там был не очень удачный, хоть он и по сути единственным магазином в округе был.

Мужчина считает, что, кроме обновленного современного рынка, все остальные идеи на этом месте провалятся.

Некоторые арендаторы увеличили количество посадочных мест, но это не привлекло людей

— Реновацию там провели, это круто и красиво, но это могло бы быть дополнением. Основные функции рынка следовало оставить, — поделился своим мнением Вячеслав Кузьменко. — Представьте, если бы вы приезжали туда, а там большой выбор овощей, фруктов, мясных изделий с разбивкой по районам — тут Кумылженский, тут Среднеахтубинский, тут Ленинский. Вот тогда туда люди бы ехали, потому что в этом есть смысл. Несмотря на хорошие идеи и начинания — сделать красиво, — получился полный провал. Надо было как-то изучать опыт и понимать, что это должно работать, когда оно имеет смысл. А смысла сейчас никакого в существовании этого пространства нет. Вот сейчас «СуперМАН» закрыли, туда заходит какой-то предприниматель из Чечни с обувью, который недолго продержится, как я думаю. А там есть возможность, там огромная площадь, сделали бы там классные ряды, настоящий рынок, привлечь районы области с их производителями. Это было бы центровое место города, куда бы ехали люди со всего города. Это был бы и имиджевый момент для городской власти.

«Скамейки, витражи и мусорки — пространство больше напоминает вокзальный перрон или зал ожидания в аэропорту»

Главный архитектор МАУ «Центр "ВЯЗ"» Дмитрий Селивохин анализирует обновленное пространство с точки зрения пространственных решений. По его мнению, «Аллея» в текущем виде не подходит ни под одно из трендовых направлений современных городских общественных зон.

Второй этаж фудкорта практически пустой

— Сейчас всё больше появляется таких рынков, которые не рынки, а общественные пространства. Можно взять Даниловский рынок, к примеру. Это такой тренд, когда рынок становится публичным местом, где не только продажи, но еще и городская жизнь, — объясняет Дмитрий Селивохин. — Успешные примеры таких проектов, они представляют собой не площадь, а улицу, наполненную жизнью и шумом. Кухни народов мира, разные закутки, скамеечки, постоянно изменяющиеся пространственные сценарии. Достигается это с помощью зонирования. Если посмотреть на наш рынок — его внутреннее пространство, — ощущение в нем больше официозное. Будто это городская или привокзальная площадь. Выставлены в ряд скамеечки и урны, коридором они ведут к сцене, на полу мощение, вокруг магазины, находиться там вообще не хочется. Будто вокзальный перрон или зал ожидания аэропорта с магазинами и витражами типа Duty Free.

Дмитрий Селивохин утверждает, что современные рынки по визуальному планированию устроены не по линейному принципу, а с использованием постоянного переплетения пространств.

За счет чего выживают местные арендаторы — большой вопрос

— Идеальным примером может быть фудмолл «Депо» в Москве, — считает архитектор. — Если бы мы поставили в центре рынка какой-то локомотив железнодорожный или другой ключевой объект, с которого бы что-то продавали, а от него расходились влево и вправо переплетения разных зон, которые бы смешивали целевые аудитории. Это тот сценарий, когда можно не только купить что-то, но и просто провести время, с комфортом побыть в городской среде. И это поправимо в случае «Аллеи на Центральном рынке».

По словам эксперта, большую роль в разработке подобных объектов также играют строительные и ивентовые решения.

— Второй момент — это малые архитектурные формы и покрытие. Нужно стараться избегать любых аналогий с уличной средой, — рекомендует Дмитрий Селивохин. — А здесь (кажется, я даже знаю марку этих скамеек) получился какой-то волгоградский сквер. Ну и третий момент — матрица сценариев. Здесь необходимо добавлять какой-то контент — кухни народов мира, фестиваль цветов, встреча осени. Каждую неделю должно что-то происходить. Это повлечет за собой расширение аудитории. Сейчас там нечего делать — проблема в этом. Само здание нормально сделано, просто нужно докрутить. Это вопрос управляющих.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем