В Волгограде проигнорировали забастовку против Wildberries. Большинство пунктов выдачи товаров, если не все, продолжают работать. При этом менеджеры, франчайзи и партнеры сервиса продолжают платить огромные штрафы, хоть и считают их несправедливыми.
Вот уже второй день по всей России идет забастовка против руководства маркетплейса одежды, обуви и других товаров Wildberries. Менеджеры, франчайзи и партнеры возмутились новой системе штрафов, которую они считают несправедливой, а также объему уже вынесенных штрафов, который достиг 577 миллионов рублей. Накануне у московского офиса Wildberries собрались владельцы пунктов выдачи заказов маркетплейса. Десятки человек с документами и финансовыми отчетами в руках требовали от руководства компании объяснений по поводу недавно введенных правил, грозящих владельцам ПВЗ новыми штрафами. А пока они ждали встречи, которая так и не состоялась, им сообщили о новых штрафах: теперь — за распространение фейков о компании.
Сам маркетплейс при этом посылает push-уведомления на телефоны, утверждая, что все пункты выдачи работают в штатном режиме, в разговоре с журналистами в Wildberries утверждали, что информация о закрытии пунктов выдачи и о «забастовках» не соответствует действительности. При этом к ситуации уже подключились Генпрокуратура и Госдума.
Так, к примеру, с недавних пор если покупатель возвращает бракованную вещь обратно в пункт выдачи, с его владельца удерживают 20% от стоимости товара. При этом брак мог появиться на стадии перевозки товара или на складе компании, но даже если у пункта выдачи заказов есть доказательства тому — Wildberries не будет их рассматривать. А если в коробке оказывается не тот предмет, который заказывал клиент, собственников обязали компенсировать уже всю цену.
— У WB есть три формата работающих пунктов выдачи — собственные, франчайзи и партнерские, — рассказали партнеры сервиса. — В случае с собственными, штрафы списывают с менеджеров. В основном, они и бастуют, так как это наемные сотрудники. Франчайзи и партнеры — это предприниматели, которые заключили договор с компанией и открыли свои пункты выдачи заказов, имея процент от оборота товаров через их ПВЗ. В этом случае штрафы ложатся на юрлица, которые стали партнерами.
Причем, по словам партнеров, в их формате взаимодействия с компанией полностью отсутствует институт поддержки. То есть партнер не может оспорить штраф в каком-то внутреннем порядке. Это просто не предусмотрено. Все письма и запросы Wildberries игнорирует. С одной стороны, остается обращаться в суд, а с другой — большинство просто не хочет заморачиваться.
— Конечно, вся эта система штрафов повлияла на доходы, — утверждают партнеры. — У нас просто пункт выдачи стоит на продаже с января. Пока совсем не ушли в убытки — работаем.
В Волгограде, судя по всему, забастовку против Wildberries решили проигнорировать. Большинство, если не все, пункты выдачи заказов продолжают работать. Журналистам удалось пообщаться с менеджерами некоторых точек — все они оказались собственными ПВЗ компании.
— Мы не бастуем, продолжаем работать, — рассказал один из менеджеров. — Да, действительно, появились новые штрафы за брак или несоответствие. Продолжают действовать старые штрафы. Например, если продавец принес нам товар для отправки на склад, мы отправили, а на складе его потеряли или украли, штраф платим мы. Ну, конкретно я, менеджер. Логика в том, что я последний перед складом, кто трогал товар. Хотя даже если у меня есть видео с камер наблюдения, где я в целости и сохранности его складываю в коробку и закидываю в машину для отправки на склад — никто мои доводы слушать не будет, видео смотреть тоже.
По словам менеджера, раньше за месяц он мог заработать 50–60 тысяч рублей, но сейчас с учетом штрафов получается значительно меньше.
— Частенько бывает так, что в день может быть 1–2 штрафа вплоть до максимальных — 5–7 тысяч рублей. Вот так за сутки словить 14 тысяч штрафа очень неприятно. В некоторых городах, я слышал, люди вообще без зарплаты из-за этого сидят. Вот и бастуют, видимо. Про закрытие ПВЗ в Волгограде не слышал. Вроде у нас все работают.
Найти партнерские или франшизные пункты в Волгограде корреспондентам не удалось. Также журналистам не удалось дозвониться до основателя и гендиректора компании Татьяны Бакальчук.