
Волгоградцы больше не будут «Ваху Яки» от сети суши и роллов «ЁбиДоёби». Потому что не будет «ЁбиДоёби». Несколько лет антимонопольщики боролись за смену неоднозначного названия и победили. Пока решение суда не вступило в силу, «Си Сяке» и «Чпо Ки» остаются в свободном доступе.

«ЁбиДоёби», ныне зарегистрированная в Саранске, изначально была красноярской сетью. Всю рекламу готовили в Сибири, однако вопросы она вызывала в самых разных уголках страны. Самыми основательными в решении проблемы недобросовестной рекламы оказались волгоградские коммунальщики, обратившие внимание на заявление обычного жителя города.
Его искренне возмутил плакат с изображением одного из сетов сети и текстом: «Не материмся и вкусно готовим. Набор «КуниЛи» 2 кг. ЁбиДоёби Sushi & Rolls». Он заметил его на одной из остановок общественного транспорта и забеспокоился влиянием на детей — рядом школа и детский сад.
Именно с «КуниЛи» началось большое антимонопольное расследование, вылившееся во всероссийский скандал. В суде, куда обратились антимонопольщики, представители сети продемонстрировали сертификат торговой марки, зарегистрированный в США, а также международный сертификат регистрации торговой марки в соответствии с Мадридским соглашением о международной защите регистрации знаков.

Значение сочетания «ЁбиДоёби», по мнению креативных сушистов, якобы означает «День недели — суббота», а «КуниЛи» — «страна, государство».
Как выяснилось в суде, зарегистрировать «ЁбиДоёби» пытались, но безуспешно. В 2019 году отказал Роспатент, в 2021 — и американцы.
Как напомнила Ирина Никуйко, «ЁбиДоёби» — франшиза, а значит ее покупателей «креативщики» подвели под нарушение действующего законодательства о рекламе.
— Бизнесмены, использующие и масштабирующие подобные «изобретательные» приемы, рискуют не только сами, но и подвергают излишним предпринимательским рискам своих партнеров, в данном случаев многочисленных предпринимателей по всей стране, приобретших у ООО «ЁбиДоёби» франшизу с таким брендом, — считает заместитель руководителя УФАС региона Ирина Никуйко.

Позднее антимонопольщики обратились в Федеральную налоговую службу с предложением об инициировании иска об изменении фирменного наименования ООО «ЁбиДоёби» в связи с тем, что оно также противоречит установленным законом требованиям к фирменным наименованиям.
— Соответствующими полномочиями обладает именно ФНС, — поясняла V1.RU госпожа Никуйко. — Как нам известно, «ЁбиДоёби» пыталась избежать судебных разбирательств, перерегистрировавшись в другом субъекте РФ, но поскольку иск уже был в производстве, это оказалось бессмысленным.

Арбитражный суд Красноярска иск ФНС удовлетворил. Название «ЁбиДоёби» признано противоречащим принципам гуманности и морали.
— Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЁбиДоёби» изменить фирменное наименование юридического лица путем внесения изменений в учредительные документы и представления в регистрирующий орган документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, — постановил 31 марта судья красноярского арбитража Никита Григорьев.

В законную силу решение еще не вступило, поэтому в Волгограде «ЁбиДоёби» работает под прежним названием, предлагая на выбор сеты «Чпо Ки», «Ёбоши», «Еби Суеби», «Ваху Яки», «Си Сяке» наряду с «Игорем» и «Клавой».
Получить комментарий в «ЁбиДоёби» у V1.RU не удалось. Однако на защиту названия компании встал медиамагнат и член Экспертного совета Волгоградского УФАС Вячеслав Черепахин.
— Когда по этому поводу в Волгограде собирался экспертный совет, я был против признания названия оскорбительным. На мой взгляд, здесь работает принцип «каждый думает в меру своей испорченности». Но большинство решило иначе, — поделился он.
По мнению мужчины, хотя скандал и подарил «ЁбиДоёби» бесплатный пиар, едва ли он был полезен.
— Внимание привлекли. Но, думаю, любому бизнесу ребрендинг не на пользу. Это довольно болезненная процедура, даже если проходит планово. Но, думаю, «ЁбиДоёби» заранее просчитали все риски.