Желание заняться делом «для души» обернулось для волгоградки Эланы Гринвальд миллионными убытками и перспективами затяжных судебных разбирательств без внятной перспективы возврата долга. Предприниматель уверяет, что столкнулась с недобросовестностью продавцов франшизы. В свою очередь владеющая торговой маркой предпринимательница уверяет, что со своей стороны выполнила все условия договора, а вместо благодарности получает угрозы физической расправы.
Так хотелось ноготочки...
— Я около года являлась клиентом студии красоты Cocos на Пархоменко, — рассказала женщина. — Приветливые девочки, хорошее качество — устраивало всё. До тех пор пока я не решила сама купить франшизу и открыть салон.
На сайте бесплатных объявлений женщина нашла информацию о продаже франшизы. Объявление было размещено в Уфе.
— На звонок ответила некая Сабрина, менеджер по продажам, — объясняет Элана. — Предварительно общались с ней по телефону, потом в зуме обсуждали финансовую часть. Затем меня соединили с Гюльназ, которую представили как руководителя отдела продаж.
Франшиза стоила 1,2 миллиона рублей. Таких денег у предпринимателя не было, но ей пообещали дать скидку до 900 тысяч рублей.
«Она объясняла, что закупает крупную партию оборудования для партнеров в России, за счет чего она мне может сделать скидку»
18 марта Элана перевела 390 тысяч рублей. В этот же день с ней связалась Гюльназ и отправила на электронную почту договор с ксерокопиями подписи и печати. Волгоградка уверяет, что деньги за франшизу переводила на счет индивидуального предпринимателя Булата Гилязова, который имеет доверенность от сети салонов красоты Cocos. 20 марта деньги поступили на счет, а 21 марта женщина уже общалась с Дарьей Моруновой, указанной как владелица товарного знака Cocos.
«Ой, мы про вас забыли»
Элана Гринвальд говорит, что практически сразу же после отправки денег у нее появилось предчувствие, что что-то пошло не так.
— По идее, договор франшизы заключается в трех экземплярах: один — у того, кто предоставляет франшизу, другой — у того, кто ее получает, третий отправляется в патентное бюро, чтобы не было потом споров о товарном знаке, — перечисляет Элана Гринвальд. — Договоров было всего два, причем мой экземпляр мне прислали почему-то отсканированный, без «мокрой» печати. Уже это одно насторожило.
Но одним только договором дело, по словам Эланы, не ограничилось.
— Затем мне пообещали поддержку риелтора, который якобы поможет мне выбрать подходящее помещение — тоже почему-то не срослось. Он так и не вышел на связь, — говорит Элана. — И третий тревожный звоночек — в назначенный день обучения я не смогла зайти в необходимую для этого программу. Мне сказали, что про меня забыли, принесли извинения и сказали, что обязательно всё повторят на следующий день. И на следующий день тоже ничего не было.
Про такие мелочи, как предоставление доступа к программам, помогающим вести франшизу, я уже и не говорю. Их мне тоже не дали. Получается, что я была интересна ровно до получения денег?
Элана Гринвальд уверяет, что написала претензии с просьбой расторгнуть договор и вернуть деньги. Но ей отказали. Тогда она написала заявление в полицию, что стала жертвой мошенничества. Результаты проверки пока остаются неизвестными.
Привет из 90-х?
Версия владельца товарного знака Cocos Studio Дарьи Моруновой в корне отличается от того, что рассказала Элана Гринвальд.
Индивидуальный предприниматель Дарья Морунова, по данным из открытых источников, была зарегистрирована как ИП 6 июня 2016 года в городе Тольятти Самарской области. Основной вид деятельности — предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. Предприниматель также является держателем товарного знака Cocos Studio.
— Договор был заключен, он имеется, но его условия я разглашать не могу. И мы намерены обратиться в суд с иском к Элане Гринвальд, — рассказала предприниматель Морунова. — И от выполнения условий договора мы не отказывались — отказалась вторая сторона. Всё дело в том, что, когда человек отказывается открывать салон уже после уплаты паушального взноса, деньги ему не возвращаются. А желание не открывать салон поступило именно со стороны франчайзи. Понимаете, у нас нельзя франшизу открыть, залезть внутрь, посмотреть и через пару часов от нее отказаться. Элана, скорее всего, просто немного просчиталась. Я работаю на рынке четвертый год, знаю, кому и что продаю. К сожалению, мы не можем предугадать дальнейшие действия потенциальных франчайзи, не смогли предугадать, что будут попытки испортить нашу деловую репутацию.
«В мой адрес поступают угрозы из 90-х годов, обещают приехать домой, "встретиться" с членами моей семьи»
— Я всё сделала по закону, у нас есть документы, подписанные рукой госпожи Гринвальд, — настаивает Дарья Морунова. — И если человек чего-то хочет добиться, то он идет в суд, а не угрожает. Возможно, это происки конкурентов, возможно, Элана Гринвальд преследует какие-то другие цели. Но я предприниматель, я честна и откровенна со своими бизнес-партнерами. Как следствие нечестности не приемлю и хочу защитить своих партнеров от этого. Со своей стороны могу сказать однозначно: заверения о том, что она выполнила все условия договора и не получила доступа к франшизе, — ложь. Все доказательства мы уже предоставили полицейским.
Внимательно читайте договор
Ознакомившийся с историей конфликта один из успешных предпринимателей Волгограда, специализирующийся в том числе и на покупке-продаже франшиз, нашел в ней целый ряд странностей.
— К этой истории возникает целый ряд вопросов, — размышляет на условиях анонимности предприниматель. — Покупка бизнеса на сайте бесплатных объявлений, без проверки, без чтения отзывов может свидетельствовать об отсутствии предпринимательского опыта и полной беспечности в вопросе распоряжения средствами. При этом следует учесть, что ни одна компания при готовом пакете франшизы не делает никаких скидок и не предусматривает никакой оптовой закупки оборудования. Также возникают вопросы и к схеме оплаты. Как правило, стоит насторожиться, если деньги просят перечислить на какие-то непонятные счета, поскольку у головной компании, владеющей франшизой, все аккумулируется на одном расчетном счете. В целом же после появления первых сомнений нужно было прекращать все действия и обращаться в полицию и суд с исковым заявлением о взыскании незаконного обогащения. Но при наличии договора применение последствий неосновательного обогащения исключается. Параллельно следует обратиться в суд с заявлением о расторжении договора франшизы. И ни одна уважающая себя компания, понимавшая, что такое «репутационные риски», не пойдет судиться с пусть даже несостоявшимся клиентом франчайзи, а постарается решить даже самые критические вопросы на этапе переговоров.
По мнению собеседника, человек обычно обращается в СМИ и полицию, имея на руках заключенный договор, только в том случае, если чувствует слабость своей позиции и когда не хватает аргументов.
— Если позиция у человека твердая, аргументов достаточно — добро пожаловать в суд, — объясняет собеседник. — Сейчас же получается наоборот. Владелец франшизы хочет пойти в суд. Причем неважно, есть на договоре печать или нет, — суды сейчас принимают и договоры, которыми обменялись посредством факсимильной связи или электронной почты. Обе стороны говорят, что договор есть. Вопрос в том, исполняли ли стороны условия договора и как. А вот здесь почва очень зыбкая. Каждая из сторон будет интерпретировать и условия договора, и свои действия в свою пользу. Поэтому лучше всего, если в этой истории будет разбираться суд.
Вопрос с возвратом или невозвратом денег также, по мнению предпринимателя, должен быть предусмотрен договором.
— Отдельный вопрос касается возврата паушального взноса, если сторона отказывается от открытия салона, — рассуждает предприниматель. — Что понимать под отказом? Это должно быть также прописано в договоре — есть ли там указания конкретных действий, которые должен был совершить покупатель франшизы. Ну, например, он должен был предоставить ее владельцу договор аренды нежилого помещения, подходящего по условиям франшизы. Мол, помещение есть, готов завозить оборудование, устанавливать вывеску и так далее. Если этого обстоятельства не было, то получается, условия договора нарушены и владелец франшизы прав. В любом случае всё упирается в договор и прописанные в нем условия.