СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Волгоградцев наконец избавят от СМС-спама

Поделиться

Волгоградцы, которым надоело ежедневно получать спам-рассылку на сотовый телефон, смогут внести свой номер в «запретный список». На днях на рассмотрение Госдумы вынесены законодательные изменения, призванные избавить абонентов от назойливых рекламных сообщений. Нарушителям грозят крупные штрафы – до 500 тысяч рублей. Впрочем, эксперты сайта не уверены, что инициатива законотворцев избавит владельцев телефонов от назойливой СМС-рекламы.

Автор законопроекта, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов предлагает создать так называемый «запретный список» номеров мобильных телефонов, владельцы которых не согласны получать рекламную рассылку. Внести свой номер в базу данных можно будет через сайт госуслуг или обратившись с заявлением в центр предоставления этих услуг. «Если на номер, внесенный в базу, придет рекламное СМС – это будет однозначным правонарушением. Контролирующим органам легко будет привлечь к ответственности спамеров по статье 14.3 КоАП РФ», – приводит слова Ильи Костунова газета «Известия».

Согласно этой статье, за нарушение законодательства о рекламе злоумышленнику грозит административный штраф. Для граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, организациям же, занимающимся рекламной рассылкой, придется раскошелиться на полмиллиона рублей.

Заместитель руководителя центра защиты информации «Юнит» Егор Олифер инициативу поддерживает, однако полагает: наиболее эффективным будет не создание новых законов, а ужесточение уже действующих норм. «Закон есть и сейчас, а реальных штрафов и наказаний – нет. Вот, например, такси. Операторы требуют с клиента, который делает заказ, номер телефона для связи, а затем этот номер перепродается для спам-рассылок», – возмущается собеседник.

По его мнению, особое внимание стоит уделять анкетам, которые предлагается заполнить в магазинах и торговых комплексах при получении дисконтных карт. «Ни в коем случае не ставьте галочку в графе «Я даю свое согласие на обработку персональных данных» – иначе на ваш телефон будут ежедневно поступать рекламные сообщения», – рекомендует он и добавляет: доля вины в сложившейся ситуации есть и в действиях операторов мобильной связи.

Региональный управляющий директор «Tele2» Светлана Галилеева признается: сотовый оператор прилагает максимальные усилия в борьбе с нежелательной для абонентов рассылкой, однако блокировать входящие сообщения от служб вызова такси, магазинов и юридических фирм оператор связи не может в виду отсутствия договорных отношений с инициаторами таких рассылок и невозможностью вычислить их представителей. «В данном случае мы предлагаем абонентам внести номер или имя отправителя в черный список либо сменить свой номер телефона», – говорит эксперт.

Как рассказывает пресс-секретарь «МТС Урал» Елена Колычева, за последний год среднее количество СМС-сообщений рекламного характера в месяц с коротких и буквенных номеров выросло в десять раз – до 37 миллионов. По ее словам, в рамках действующего законодательства компания уже сейчас реализует комплексную программу, позволяющую защитить абонентов от спама. «В течение первого полугодия МТС в сотрудничестве с «Лабораторией Касперского» выявила более 150 новых вредоносных программ, заблокировала для своих абонентов доступ к более чем 5000 ссылкам на вирусное программное обеспечение и тысяче префиксов на коротких номерах, которые использовались мошенниками для вывода денежных средств с лицевых счетов абонентов», – рассказывает представитель сотового оператора.

Как объясняет юрист адвокатского бюро «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Дарья Ремнёва, если на мобильный телефон приходит рекламное сообщение без согласия владельца – это прямое нарушение закона «О персональных данных». К законопроекту депутатов эксперт относится скептически, аргументируя тем, что до судебных разбирательств в этой сфере доходит редко и виной тому – пассивность самих абонентов. «Абоненты сотовых операторов не слишком активно обращаются за защитой своих персональных данных и не совсем понимают, как работает закон, – продолжает собеседник. – На самом деле доказать вину компаний, регулярно рассылающих спам, просто – необходимо лишь заказать распечатку входящих сообщений у оператора связи». Дарья Ремнёва напоминает: в случае нарушения закона о персональных данных пострадавший от спам-рассылки может рассчитывать и на денежную компенсацию в качестве морального вреда, однако доказать, что именно в результате данных действия человек претерпел этические и нравственные страдания, представляется чем-то фантастическим.

Стоит отметить, что создание «запретного списка» обойдется государству в 15-20 млн рублей. Порядок создания, финансирования и эксплуатации базы установит правительство страны. Законопроект должен вступить в силу с 1 сентября следующего года.

Между тем банки считают, что в вопросе СМС-рассылок полный запрет и карательные меры могут быть не самыми разумными шагами. «Компании используют ресурс СМС-рассылки ввиду низкой стоимости затрат на данный источник рекламы и высокой эффективности, пояснил директор Волгоградского филиала БКС Премьер Максим Головатов. – И ничего плохого в этом нет. Компании информируют о своих акциях и услугах, и многим данная информация может быть полезна. Например, банки делают рассылку своим клиентам, оповещая их об изменении тарифов, ставок по кредитам и депозитам, и это полезная информация, ведь клиент может находиться в этот момент в любой точке мира. Получив СМС о том, что процент по депозиту стал выше, может осуществить перевод денежных средств через мобильный банк и оказаться в «плюсе». Другое дело, на каких основаниях осуществляется СМС-рассылка. Абонент должен дать письменное согласие на получение информационных сообщений. Если такого согласия нет, – рассылка незаконна. Иными словами, во всем нужна разумность, и достигается она контролирующими мерами».

Что касается эффективности СМС-спама, то ее наглядно демонстрируют результаты опроса, проводимого на сайте Dengi.v1.ru, только 1,2% абонентов после рекламного звонка из банка или CMC, уведомляющего об ободренном кредите, сразу идут в банк. Подавляющее большинство (68,5% респондентов) сразу кладут трубку или удаляют сообщения. Часть опрошенных навязчивость рекламы побуждает к решительным действиям: 3,7% жертв такого рода спама сразу после звонка или CMC пишут жалобу в банк с требованием прекратить рекламу. Впрочем 8% наших земляков, как оказалось, не прочь скоротать время, от скуки общаясь с оператором, который предлагает оформить кредит.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter