Почти полгода Сурские бани в центре Волгограда балансируют на грани жизни и смерти. Оставшись без заработка из-за требований Роспотребнадзора, один из старейших комплексов Волгограда погружается в долговую яму. О борьбе за выживание в условиях коронакризиса — в нашем материале.
Сигнальная лента на входе, пустынные коридоры и остывшие парные — сегодня знаменитые Сурские бани похожи на забытый посетителями музей. А ведь совсем недавно сотрудники строили планы на будущее и обсуждали грядущий юбилей — 5 ноября банному комплексу исполнится 85 лет!
— Шестой месяц мы сидим на нуле, — вздыхает главный бухгалтер Евдокия Рожкова. — Да, с зимы у нас оставалась «финансовая подушка». На эти деньги мы жили первые месяцы. За апрель и май нам как работникам пострадавшей отрасли выдали субсидии на выплату зарплаты. Потом получили деньги на дезинфекцию — по шесть с половиной тысяч на сотрудника.
Серьезные неприятности преследуют горожан уже несколько месяцев. В конце февраля в Волгограде умер бессменный руководитель Сурских бань Николай Султанов. Уже через месяц в регионе ввели режим самоизоляции.
— Мы звонили в банки, они и сами предлагали свои варианты. Но как только я говорю, что основной учредитель умер, а его родственники еще не вступили в наследство, то сразу слышу: «До свидания», — уточняет Евдокия Рожкова. — С просьбой о помощи мы обращались и в оперативный штаб, и в Роспотребнадзор. Пока нам пытается помочь лишь уполномоченный по защите прав предпринимателей Ольга Устинова. Нам предложили кредит до 500 тысяч рублей без залога и пообещали отменить арендную плату в третьем квартале. Ведь только на эту строку расходов уходит по 79 тысяч в месяц.
Постановление губернатора и каждую его редакцию работники банного комплекса знают едва ли не наизусть. Изучая новые поправки, горожане не могут понять, почему оперативный штаб одобрил работу бассейнов, но при этом забыл про парные и сауны.
— В советское время у входа в Сурские бани выстраивались очереди. Сейчас из-за большой конкуренции клиентов стало меньше — прежнего ажиотажа не бывает даже в Чистый четверг. Но всё же у нас остаются постоянные посетители. Работа сезонная: летом поток людей снижался и в сезон отпусков к нам приходили только заядлые банщики, — объясняет главбух. — Но мы всё равно выживали и ни у кого не просили помощи. Даже в убыточные месяцы мы умудрялись платить премии нашим коллегам.
Заложниками ситуации остаются тридцать сотрудников Сурских бань — на время вынужденного простоя волгоградцы соглашаются на работу в полях и устраиваются грузчиками. Однако даже в сложные времена банщики, посвятившие любимому делу не один десяток лет, не спешат писать заявления на увольнение.
— Дежурные, уборщицы, банщики, слесари, кассиры, инженер, энергетик и электрик — все работники затянули пояса и начали ждать открытия, — говорит главный бухгалтер. — Иной раз я злюсь из-за безысходности и хочу всё бросить. Но как бросить тридцать человек? Хорошо, что почти половина из них получает пенсию. Как жить остальным? В таком же бедственном положении оказались наши коллеги, работающие в банях на Балонина, Богунской, и многие другие.
По словам горожан, страх за будущее банного комплекса и всех его работников усиливается накануне нового отопительного сезона. Уже скоро долги за «коммуналку» начнут расти как снежный ком.
— Мы закупили и дезинфицирующие, и моющие средства, установили дозатор с антисептиком. В мойке и в раздевалке уже давно готова разметка. Осталось дождаться решения об открытии. Поговаривают, что мы выйдем на работу не раньше февраля. Но выйдем ли? На мой взгляд, второй волны коронавируса мы просто не переживем.
В начале сентября в Волгоградской области дали добро на открытие бассейнов — за исключением тех, что работают на территории банных комплексов. Оперативный штаб решил, что открывать парные и сауны пока еще рано: влага банных комплексов, в отличие от влаги обычных бассейнов, является, по мнению чиновников, благоприятной средой для развития вирусов.