Загадочное исчезновение двух молодых подруг из Волжского в октябре 2017 года всколыхнуло всю Волгоградскую область. Поднимая на уши весь город и не раз прочесывая злосчастную лесополосу на улице Пушкина, сотни волонтеров, полицейских и военных даже не могли предположить, насколько жестоким окажется финал этой истории.
Вечером 13 октября подруги Дарья Лабутина и Ольга Шапошникова решили отдохнуть в караоке-клубе Voice. Уже под утро девушки познакомились с мужчиной, который вальяжно разгуливал по залу с бутылкой вина и явно искал приключений. Спустя несколько дней волжане узнают, что имя незнакомца, попавшего под прицелы камер, — Александр Масленников.
— В последний раз я видела дочь 12 октября. Утром она ушла на работу — Оля была старшим продавцом в «ВолгаМолле». Вечером она вернулась, а меня дома не было, — уже на суде вспоминала Наталья Шапошникова. — Она позвонила мне и сказала, что уедет и вернется попозже. 13 октября мы весь день не могли до нее дозвониться. Вообще Оля жила со своим гражданским мужем. Но в эти дни они делали ремонт в комнате, поэтому она ночевала у нас.
На поиски девушек, которые не пришли домой после ночной прогулки, вышли сотни людей — со стопкой ориентировок, лопатами, фонарями и рациями город прочесывали полицейские, военные и волонтеры. По сотне раз на дню добровольцы опровергали заполонившие город слухи и до последнего верили: они смогут найти Ольгу Шапошникову и Дарью Лабутину живыми.
— Откровенно говоря, уже устали опровергать все появляющиеся в социальных сетях слухи, что девушек нашли то там, то там. Нет, их не нашли. Кроме того, огорчает, что кто-то постоянно срывает ориентировки на Масленникова, которые мы расклеиваем по городу.
«После таких улик его тут же объявили в розыск»
Сотрудники правоохранительных органов тем временем буквально по крупицам восстанавливали последние часы жизни волжанок: вышли из караоке-клуба, сели в такси и вместе с высоким коренастым мужчиной доехали до многоэтажки на бульваре Профсоюзов, 19.
— Криминалисты осмотрели квартиру, которую снимал Александр Масленников, и нашли там следы преступления: на кухонных приборах и в ванной осталась кровь погибших девушек. Найдя неопровержимые улики, 18 октября мы заочно объявили его в розыск, — рассказывали глава следственного управления России по Волгоградской области Михаил Музраев и руководитель областного главка Александр Кравченко.
Спустя две недели Александра Масленникова, чья фотография украсила все столбы Волжского, заочно объявили в розыск. Мужчину, который после жуткого убийства решил убежать подальше от полицейских и следователей, задержали на пороге дома в подмосковных Химках. На первом же допросе волжанин рассказал о своей криминальной «родословной» — большую часть жизни он провел в колонии за особо тяжкие преступления.
Без лишних препирательств мужчина признался и в убийстве Ольги Шапошниковой и Дарьи Лабутиной. После перепалки, завершившейся жестокой расправой, волжанин решил избавиться от тел своих жертв. Александр Масленников расчленил девушек и, не сумев прокрутить останки через мясорубку, закопал их в лесополосе на улице Пушкина.
Посмотреть на жестокого убийцу, беспощадно расправившегося с беззащитными девушками, собрались сотни волжан. Казалось, что всего один шаг отделял горожан от народного самосуда над преступником.
«Они просили меня о свадьбе»
После прощания с молодыми волжанками, которых хоронили в закрытых гробах, по Волжскому разлетелись подробности страшного убийства. Александр Масленников признался, что в снятой на сутки квартире он бравировал перед девушками своей московской работой и неплохой зарплатой. В какой-то момент мужчина, по его словам, даже услышал необычное предложение от Дарьи Лабутиной.
— Мы вызвали такси. Девушки были в очень хорошем настроении и по пути спрашивали меня, есть ли в квартире музыка, — говорил в своих показаниях Александр Масленников. — Мы пили с ними вино, наливали что-то покрепче. Дарья пыталась порезать фрукты, но была сильно пьяна, я пришел ей на помощь. Пока мы ели заказанную на дом пиццу, я успел рассказать, что работаю в Москве шиповщиком и получаю около 80 тысяч рублей. Дарья спросила, женюсь ли я на Ольге Шапошниковой, а я в шутку ответил: «Женюсь». По разговору я понял, что девушки были свободны. Когда Ольга вышла покурить, я рассказал пошлый анекдот и увидел улыбку на лице Дарьи. Подумал, что она выражает свою симпатию, и потянулся ее поцеловать. Девушка оттолкнула меня, а я случайно рассек ей запястье ножом, которым резал пиццу.
После пореза, который перевернул мирный вечер с ног на голову, почти не знакомые волжане моментально сменили тон разговора. По словам Александра Масленникова, Дарья Лабутина начала угрожать ему расправой и лишь напугала двухметрового коренастого мужчину. Без лишних раздумий он пошел в ванную вслед за истекающей кровью волжанкой.
— У меня сработал какой-то рефлекс, и я ударил ее ножом по горлу, — уточняет подсудимый. — В этот момент в ванную забежала Ольга Шапошникова. Я развернулся к ней и ударил ножом в шею наотмашь. Не знаю, зачем. Помню лишь, что она захрипела, сползла на пол и перестала дышать. Я не вызвал им скорой, потому что они сразу же погибли. Да и я был в шоковом состоянии. После убийства я вышел на балкон покурить, забрал со стола телефоны девушек и пошел на улицу.
Уже во время следующей беседы со следователями Александр Масленников решил рассказать другую версию преступления. Мужчина вдруг вспомнил о том, что до убийства он уединился с Ольгой Шапошниковой, а после этого захотел продолжения и с Дарьей Лабутиной.
— Я убил Дарью Лабутину, бросил ее в ванную и прикрыл шторкой, — рассказывает Александр Масленников. — После этого в ванной оказалась ее подруга. Не уверен, что она догадалась о преступлении. Ольга начала спрашивать: «Что? Когда? Зачем?» Я скрутил ей руки и отвел в спальню. Связал, засунул в рот какую-то простынь или что-то еще. Я спросил, будет ли она молчать. Ольга согласилась, я развязал ей рот, а она снова начала меня что-то спрашивать. Я ходил по комнате, а потом засунул ей в рот пачку таблеток. Девушка проглотила не все. Чтобы она не кричала, я взял простыню и задушил ее.
«Помогала ему, потому что боялась»
В деле об убийстве двух подруг из Волжского появляется и след сестры Александра Масленникова — Марии Ромашовой. Девушка вместе с ним купила старенькую отечественную машину для вывоза тел, а потом зашла в съемную квартиру и «свежим» взглядом осмотрела место расправы.
— Когда мы приехали к дому на бульваре Профсюзов, 19, он просил меня подняться в квартиру и посмотреть, нет ли там чего-то подозрительного, — делилась со следователями Мария. — Я не увидела следов преступления, не почувствовала никакого запаха. Позже мы снова оказались в съемной квартире. Он засунул в замок клочок бумаги, чтобы видеть, заходил ли кто-то. Я заходила в подъезд и обратила внимание на табличку: камеры видеонаблюдения. Посмотрела, где они располагаются, и сказала ему. Надеялась, что Александр испугается и подастся в бега. А я пойду в полицию.
После убийства Ольги Шапошниковой и Дарьи Лабутиной мужчина успел заглянуть и к своей приятельнице, которая ради похода в суд попыталась максимально замаскировать свое лицо. Женщина уверяет: когда по всем социальным сетям вихрем пронеслась новость об исчезновении девушек, Александр Масленников спокойно прогуливался с ней по лесопосадке на Пушкина.
Закапывать тела подруг волжанин, закупивший лопату, пакеты и скотч в ближайшем гипермаркете, решил в гордом одиночестве. Вечером Александр Масленников звонил своей сестре и жаловался на одолевающий его страх и погнувшиеся инструменты.
«Такие люди не должны находиться в обществе»
Избавившись от всех улик, волжанин, который, по словам Александра Кравченко, работал с точностью опытного разведчика, нашел попутчика на популярном сервисе и подался в бега. Скрывающийся от всех мужчина нашел приют в подмосковных Химках.
— Он действовал так, словно много лет работал сотрудником внешней разведки, — рассказывал Александр Кравченко. — В определенном смысле у него есть талант: он сохраняет секретность и очень умело заметает следы. Когда оперативно-следственная группа задержала его в Химках, он был шокирован. Казалось, все меры предосторожности убийца — я точно уверен, что он преступник, — предпринял. Мы очень торопились с его задержанием, потому что были уверены: если мы не поймаем его сейчас, то он убьет кого-нибудь еще.
В суде волжский убийца и расчленитель попытался пригласить на разговор волгоградских журналистов. Получив отказ, мужчина окончательно замкнулся в себе и на все вопросы выдавал лишь «да» и «нет». Оттянуть свой приговор Александр Масленников решил с помощью путешествия в московскую клинику. Впрочем, после тщательного обследования врачи подтвердили диагноз своих коллег: он полностью вменяем.
И прокурор, и родные убитых девушек попросили для него пожизненного наказания.
— Я с детства знал Александра Масленникова ещё по школе, — заявил брат убитой Ольги. — Каждое новое совершенное им преступление было страшнее предыдущего. Такие люди не должны находиться в обществе. Ни через 10, ни через 20, ни через 30 лет.
Виктория Рындина