7 ноября на протяжении долгих лет отмечался как День Великой Октябрьской социалистической революции. Люди с шарами и транспарантами выходили на демонстрации, которые завершались митингами. О том, как события более чем столетней давности отразились на одной семье, в авторской колонке рассказал волгоградец Михаил Вержба.
На календаре 7 ноября. Как ни крути, большой день — день, который 104 года назад рубанул мир надвое и всю историю разделил на «до» и «после». Я о Великой Октябрьской революции. Ее можно называть как угодно, хоть путчем, хоть мятежом, хоть большевистским переворотом, но переворот, сменивший строй, по-научному называется революцией.
Как у Самуила Маршака:
Мятеж не может кончиться удачей,
— В противном случае его зовут иначе…
Да, как мы сейчас понимаем, революция — это кровь, слезы, это невосполнимые потери, это брат на брата... Поколение мое, наших родителей и дедов жили в постреволюционном Советском Союзе всю жизнь или многие годы. Я вот частенько вспоминаю такие факты. Мой дед в городе Гомеле на центральной площади слушал пламенную речь Троцкого. Он и остальные гомельчане, стоя в течение четырех часов, внимали Троцкому и никто, по словам деда, не ушел домой. Так умел Лев Давидович зажечь сердца людей.
Другой мой дедушка в годы НЭПа имел свое дело. Моя бабушка в конце двадцатых — начале тридцатых годов (время индустриализации) работала переводчиком на строительстве первенца отечественного машиностроения — Сталинградского тракторного завода. Его, если кто не в курсе, строили по американскому проекту и под их шеф-контролем. Мой отец прошел дорогами Второй мировой по пяти странам, а потом поднимал целину, строил «трассу мужества» Абакан — Тайшет.
Мама, после того как фрицев погнали на запад, трудилась на временно оккупированных территориях. Это я к тому, что вся жизнь моей семьи, так или иначе, была связана с Октябрем 1917-го и с той страной, которую он породил. И день 7 ноября для нас все долгие годы был большим праздником.
Сегодня, конечно, многое померкло, а другое видится в совершенно ином свете. Но, знаете, и пришедшее на замену пока не во всем вдохновляет. Если не сказать крепче. И последнее. Что-то в этот день нет-нет, да и кольнет. Наверное, фантомные боли некогда огромной державы. Ставшей теперь историей. Пришло новое время, новые праздники и новые перспективы. Хотя мы-то старые. Потому тех, кто помнит — с праздником!
Согласны с автором?