В Волгограде начались реставрационные работы поднятого со дна Волги бронекатера, затопленного 9 октября 1942 года в результате обстрела немецкой артиллерии. Тем временем историки устанавливают имена погибшего экипажа и бойцов, а поисковики изучают возможность дальнейшего подъёма затонувших кораблей.
Диверсионное быстроходное судно
Историк речного флота Виктор Коваль рассказал V1.ru, что поднятое судно не является долгое время считавшимся «братом-близнецом» бронекатера, стоящего на набережной Волгограда.
Перед советскими конструкторами стояла задача сделать более маневренный корабль, способный выполнять задачи в условиях среднеазиатской быстроводной реки Аму-Дарья на границе СССР. На основе проекта 1125, к которому относится волгоградский БК-13, установленный на набережной, был разработан проект С-40. Перед началом войны было построено восемь кораблей этого типа. Их строили в городе Зеленодольске. Есть сведения, что один корабль перевезли в Термез, а остальные оставили на Волге.
У кораблей данного проекта была доработана система охлаждения двигателей, не восприимчивая к мутной воде Аму-Дарьи. Поднятый бронекатер — единственный С-40, сохранившийся до наших дней. Он несколько длиннее, а основные изменения коснулись компоновки отсеков в кормовой части. На корабле установлено два танковых дизеля В-2. Такие же моторы ставились на танки Т-34. Только здесь они дефорсированы с 500 до 400 л.с. Двигатели отличались высокой надежностью и ремонтопригодностью. Установленная танковая башня была вероятнее всего изготовлена на сормовском заводе в Горьком. Об этом позволяет судить форма и детали башни главного калибра.
По словам генерального директора ООО «МонолитCтрой-Холдинг» Дмитрия Кабелькова, БК-31 выполнял диверсионные задачи и помогал советским бойцам проводить штурмовые вылазки.
— Это был бронекатер с десантной группой на борту и действовал не так, как другие речные суда. Он не ходил по Волге, отбиваясь от самолётов и нанося удары по позициям немцев. БК-31 целенаправленно подходил к берегу, диверсионная группа сгружалась, выполняла боевую задачу, возвращалась обратно и уходила. Низкая осадка помогала судну вплотную причаливать к берегу, чтобы высаживать десант. На БК-31 не было найдено ни одной награды или документов, подтверждающих личности бойцов и экипажа. Это подтверждает версию, что на БК-31 была штурмовая секретная группа. Каждый день открываются новые страницы и факты.
Немые свидетели последнего боя БК-31
Директор военно-исторического музея «Наследие» Маргарита Миронова рассказала, что сотрудниками музея ведётся скрупулёзная работа в архивах по установлению имен погибших бойцов на БК-31 и поиску родственников, чтобы рассказать им о подвиге их дедов.
— Мы общались с ветераном, который служил на одном из бронекатеров, базировавшимся в Красноармейском районе. Он попал на фронт в возрасте 15 лет. Дедушка рассказал нам много фактов о Сталинградской битве, о боях на Волге, но к сожалению, он не был знаком с нашим бронекатером, — поделилась Маргарита Миронова. — Он порекомендовал нам прочитать книгу «В огне сталинградских переправ» Плехова, Хватова и Захарова, где описываются события на Волге в дни великой битвы на Волге. К сожалению, авторы книги уже умерли.
— ...Командиры бронекатеров №26 и №12 получили приказ возвращаться на базу, так как спасти бронекатер №31 не было никакой возможности, а оставаться под обстрелом было бессмысленно, — пишут о последнем боевом походе бронекатера российские историки. — Тем временем дымовая завеса рассеялась, и противник усилил огонь. Осколками мин и снарядов на бронекатере №31 были убиты командир П. А. Никитин, старшина 2-й статьи В. К. Коллегов, старшина 2-й статьи А. И. Аникеенко и краснофлотец К. Г. Черных. Раненые бойцы, несколько граждан Сталинграда и оставшиеся в живых члены экипажа, покинув бронекатер, вброд и вплавь добирались до берега…
Исследователи пытались связаться с немецким ветераном Вигандом Вюстером, который командовал артиллерией, уничтожившей бронекатер, но в начале этого года его тоже не стало. Какое-то время велась переписка с его сыном.
В своей книге «В аду Сталинграда» Виганд Вюстер по-немецки сухо, но более подробно, описал гибель БК-31.
— Две мои русские пушки у Волги заработали на свой счет хорошее очко. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, чтобы быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз её обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В тот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула.
По воспоминаниям артиллериста Вермахта, немецкие солдаты за уничтожение БК-31 были представлены к наградам.
— Из-за примечательности этой, в общем-то, обычной дуэли она была упомянута в «Вермахтсберихт» 10 октября 1942 года. Несколько человек из моей «береговой обороны» получили железные кресты, чему они, конечно, обрадовались. Солдату тоже нужна удача — и считается только успех. Достижения невезучих в счёт не идут.
Несмотря на пока не найденных в живых свидетелей гибели БК-31, специалисты выдвинули определённые выводы после осмотра поднятого судна.
— Команда спасала корабль, заделывала пробоины чопиками. В одном из отсеков нашли их, заготовленных заранее различных диаметров, — рассказал Дмитрий Кабельков. — В последнем своём бою бронекатер получил основные повреждения. Их масштаб очень большой. Сильно изрешечена носовая часть. Один снаряд прошёл в носовой части с правой стороны, в результате чего выбило оба иллюминатора. Другой снаряд накрыл моторный отсек.
В поисках истины
Военно-исторический музей «Наследие», организовавший подъём БК-31, по частичкам собирает всю информацию, связанную с судьбой бронекатера.
— Мы ведем работу с Центральным архивом Министерства Обороны РФ, с Архивом военно-морского флота в Гатчине, с Экспедиционным центром Министерства Обороны РФ. Мы сделали соответствующие запросы и 6 декабря из Архива военно-морского флота нам направили ответ. Сейчас мы ожидаем его получение и надеемся, что откроются новые тайны БК-31, — поделилась Маргарита Миронова. — По данным Центрального архива Минобороны, мы достоверно знаем, что кораблём 9 октября 1942 года командовал Павел Никитин. Он был назначен на эту должность после ранения предыдущего командира Щербакова, который с сентября по декабрь лечился в госпитале. Примечательно, что Щербаков прошёл всю войну. Мы находили газетные статьи с его интервью уже в послевоенные годы.
До сих пор историки не могут с уверенностью сказать, находились ли останки лейтенанта Никитина на поднятом БК-31, или он был захоронен после своего последнего боя.
— В рубке бронекатера были обнаружены человеческие останки. С ними был найден пистолет и некоторые вещи. По месту расположения и наличии оружия мы предположили, что это Никитин. Но в центральном архиве обороны есть документ, в котором указывается, что Павел Никитин был захоронен на высоте 134 и погиб в районе острова Голодного при выполнении боевого задания 9 октября 1942 года. При этом разобрать написанное название населённого пункта, где находится захоронение, до конца не получается. Надпись похожа и на «Оршовку» и на «Орловку». Вариантов прочтения несколько, но похожего наименования на правом берегу Волги мы не обнаружили, как и высоту 134. Например, Оршовку мы нашли в Волгоградской области только в Жирновском районе. Но сразу пришли к логичной мысли, что там командира БК-31 похоронить не могли.
Знаков различия, документов, наград у экипажа и бойцов на борту БК-31 не было. Но найдены пуговицы с изображением якоря и пуговицы с изображением звезды.
— Мы знаем, что несколько членов экипажа остались в живых и продолжили воевать. Например, Виктор Асеев был впоследствии награждён орденами Красной звезды и Красного знамени, командуя отделением пулемётчиков. Пока вся история бронекатера складывается по крупицам.
Реставрация
По словам гендиректора ООО «Монолитстрой-Холдинг» Дмитрия Кабелькова, реставрация военного корабля станет первым опытом проведения подобных работ в компании.
— Вокруг БК-31 сооружен крытый ангар, в котором и пройдут все запланированные работы. Будет проведена полная зачистка корпуса внутри и снаружи. Также будет произведена полная разборка всех узлов и механизмов. После этого мы покроем БК-31 специальным защитным средством, после чего две его части будут свариваться. Под него будет сделан специальный силовой каркас, чтобы установленный на него бронекатер можно было перемещать и транспортировать в музей. После этого судно ожидает покраска и сборка, — пояснил Дмитрий Кабельков. — Пожелания ветеранов и общественности — оставить все пробоины, его «раны» в том виде, в каком они есть. Ничего не заделывать и не заваривать, чтобы максимально передать его героическую историю.
Всего в работах будет задействовано больше десяти человек. Каждый специалист будет отвечать за отдельное направление. Кто-то будет проводить зачистку, кто-то красить, реставрировать или снимать отдельные детали.
— С начала 2017 года мы подняли 12 объектов, но это первый, который мы будем реставрировать. Другие суда пошли на утилизацию. Они были подняты по иску природоохранной прокуратуры. Эти объекты являлись источниками загрязнения реки и исторической ценности не представляли.
Волгой хранимые тайны
На дне великой русской реки вблизи Волгограда покоятся сотни, если не тысячи, кораблей.
— У нас имеется перечень затопленных только во время Сталинградской битвы 260 кораблей, который постоянно пополняется. Мы будем советоваться со специалистами, и выбирать, какие из них целесообразно поднять. Решение будет приниматься совместно с экологами, речниками, историками музея-заповедника «Сталинградская битва», военно-историческим обществом «Наследие». Мы осуществляем техническую часть, а они работают с документами и архивами. Необходимо более детальное обследование, — говорит Дмитрий Кабельков. — Пока только определяется, какие объекты имеют историческую ценность. Многие наносят вред экологии и судовому ходу. БК-31 лежал на судовом ходу. Если бы уровень воды был критически низкий, проходящие по Волге корабли цеплялись бы за него. На дне лежат баржи и теплоходы, которые тоже погребены под толщей воды на судовом ходу. На Волге есть понятие «гуляющие пески», постоянно размывающие, вымывающие и замывающие различные объекты.
Волга продолжает скрывать ещё много неизвестных находок.
— Во время поисков БК-31 была предположительно обнаружена петровская галера. Рядом с ней «черными» дайверами был поднят якорь с надписью «1718». Поэтому это даёт основание полагать, что находка относится к началу XVIII века. Но во время Сталинградской битвы были деревянные баржи, называемые «дощаниками». Некоторые были длиной более 100 метров. Поэтому якорь мог лежать отдельно. Бывало и такое, что якоря «гуляли» между кораблями. Предположений масса.
Говорят, что якоря использовали для сплава плотов. Другая версия гласит, что на Волге до постройки ГЭС было более сильное течение, а за песчаное дно якорю было трудно зацепиться. Поэтому использовали тяжёлые якоря с шипами. Обнаруженный якорь осмотрели историки и специалисты речного флота, но ясности пока никакой. Только предположения.
Рядом с местом гибели БК-31, поисковики обнаружили обломки неизвестных судов.
— Водолазы на том месте, где находился бронекатер, нашли массу различных объектов. БК-31 лежал на другом судне. Когда заводили судоподъёмные стропы, несколько тросов порвалось. Водолазы проделали в земле и песке специальные тоннели и обнаружили, что БК-31 лежит ровно на деревянном судне, с огромными коваными гвоздями длиною до полуметра. В том месте сильное течение. Водолазу было сложно удержаться. Когда была хорошая видимость, он заметил, что торчит башенная пушка, металлолом, троса. Ясности по этим находкам нет. Требуется тщательное исследование. Поисковики пока не смогли помочь архивными данными.
По мнению гендиректора ООО «Монолитстрой-Холдинг», установить даже суда, потопленные во время Сталинградской битвы, будет очень сложно.
— Ветеран, служивший на БК-13, нам рассказал, что ежедневно тонуло так много судов, что при проведении их учета могли быть неточности. Ведь была вначале информация, что поднятый бронекатер сел на мель, а как выяснилось при детальном обследовании, это был другой бронекатер, попавший на мелководье в районе Латошинки. А БК-31 героически погиб.
Напомним, что поднятый со дна Волги бронекатер станет центральным экспонатом создаваемого музея речников на одной из набережных Волгограда. После реставрации его перевезут к месту нового мемориала. Где он будет установлен, пока только обсуждается. Нет ответа и на вопрос: будет ли бронекатер стоять на открытом постаменте или его поместят в специально построенное здание. Но уже принципиально определено, что музей будет создан, и поднятый со дна Волги бронекатер станет его основным экспонатом.
— Мы очень хотим, чтобы, глядя на бронекатер, люди испытывали те же эмоции, что и мы, впервые увидев свидетельство страшной битвы, спустя 75 лет после ее окончания, — поделилась Маргарита Миронова.
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Фото: Мария Часовитина