Вслед за молниеносным подорожанием офисной бумаги формата А4 в Волгограде втрое выросла цена на чековую ленту. Некоторые торговые организации уже перешли на электронный формат предоставления квитанций, другие — находят альтернативные способы сэкономить. О причинах и последствиях подорожания, а также о возможных способах решения проблемы, поговорили с горожанами, продавцами и производителями рулонной продукции.
— В KFC и Burger King бумажные номера заказа уже не печатают, предлагают сфотографировать экран терминала или высылают в СМС-сообщении, — рассказали наблюдательные волгоградцы. — В автобусах билеты печатают на какой-то странной бумаге толщиной в палец. В магазинах «Ашан», «Магнит», «Лента» спрашивают, нужен ли чек, и, если не нужен, не дают — экономят. А что будет, если вообще чековая лента пропадет?
К слову, в заведениях общепита расход чековой ленты традиционно высок. Вот почему в одной из популярных столовых в центре Волгограда дефицит и рост стоимости рулонов для касс переживают особенно болезненно.
— У нашего поставщика чековой ленты, с которым мы давно работаем, цена на этот товар резко выросла, в три раза, — рассказали в бухгалтерии заведения общественного питания. — Прошлая закупка у нас была 14 марта. Стоимость одного рулона составила 254 рубля. Для сравнения, за месяц до этого цена была 87 рублей. Каких-то внятных причин такого резкого увеличения стоимости нам поставщик предоставить не смог, но сказал, что это еще даже не самая высокая цена. Мы пытались заказать у других поставщиков, но нам говорили, что лента закончилась. Теперь мы вынуждены искать новые варианты, где купить дешевле, и придумывать способы экономии. Например, мы поменяли шрифт на кассовой ленте на меньший, и ее расход уменьшился. Собираемся сменить формат ленты, то есть закупать ее меньшего размера. В дальнейшем планируем перейти на электронный формат. То есть не распечатывать кассовый чек, а отправлять его гражданам на сотовый телефон или на электронную почту.
Аналогичный рост стоимости чековой ленты зафиксировали даже в магазинах канцелярских товаров. Продавцы сами вынуждены закупать рулоны втридорога, чтобы пробивать чеки покупателям. При этом дефицита или повышенного спроса специалисты не заметили.
— Чековая лента у нас не пропадала, всегда есть в достаточном количестве, но вот цена на нее резко выросла в два или даже в три раза, — сказала сотрудница одного из магазинов канцелярских товаров в центре Волгограда. — Закупочная стоимость стала выше, и нам пришлось поднимать свою. Сами используем в терминале маленькие рулоны, и сейчас стоимость одного такого рулончика уже 95 рублей. Два месяца назад было 30–35 рублей.
А вот как подорожание чековой ленты отразилось на работе общественного транспорта в Волгограде, пока неясно. Редакция V1.RU направила запрос на эту тему в МУП «Метроэлектротранс». Ответ на момент публикации не поступал.
О причинах резкого подорожания ленты для кассовых аппаратов точно сказать не могут даже поставщики этой продукции. По мнению специалистов, к росту цены мог привести ажиотаж, кратковременный дефицит и подорожание зарубежных компонентов.
— Сейчас чековая лента появилась в продаже, пропадала совсем ненадолго, — рассказал на условиях анонимности источник, близкий к сфере поставок товаров для офиса. — Спрос не такой уж большой на нее, поскольку цены выросли за месяц практически в три раза. С чем это связано, сложно сказать. Производство российское, но возможно есть компоненты зарубежные, как и с офисной бумагой формата А4.
В компании ООО «Тамерлан» — владельца торговой сети «Покупочка» и «ПокупАЛКО», подтвердили сильное подорожание закупочной стоимости ленты для кассовых аппаратов, но полный переход на электронный вариант чеков в качестве реальной альтернативы не рассматривают.
— Кассовая лента подорожала на 50% в сравнении с январем этого года. Недостатка у нас нет, запасов должно хватить до июля, — рассказал директор ООО «Тамерлан» Сергей Савонькин. — В числе мер по экономии кассовой ленты мы провели оптимизацию чека, то есть уменьшили шрифт и удалили весь необязательный текст. Переход на электронные чеки маловероятен из-за менталитета наших покупателей. Все привыкли к бумажному носителю. Даже если кто-то захочет перейти в цифровой формат, то это будет 5–7 процентов от общей массы людей. Просто отказаться от печати чека нельзя, даже если, например, покупателю он не нужен. Это возможно только в случае, когда человек зарегистрирован в программе ОФД или участвует в программе лояльности, его электронный адрес внесен в систему и доступен для отправки электронной версии чека.
Впрочем, один из российских производителей термобумаги ООО «НБК-Трейд» поводов для волнения не видит. По мнению регионального менеджера предприятия Максима Кузнецова, самый сложный период уже позади и ситуация скоро нормализуется.
— Кризис на рынке чековой ленты уже преодолен, да и назвать сложившуюся ситуацию «кризисом» можно было с большой натяжкой, — сообщил в ответ на запрос V1.RU Максим Кузнецов. — Все обязательства перед нашими клиентами по поставкам ленты в марте мы успешно выполнили и даже смогли отгрузить заказчиков, которые не смогли приобрести чековую ленту у других производителей. Никакого дефицита по чековой ленте наша компания не испытывала. Причин сомневаться в наличии сырья и возможности производства ленты и обеспечения ею клиентов нет.
По словам эксперта, на стоимость чековой ленты влияет сразу несколько факторов, и сейчас все говорит о скором снижении цен.
— Цены на чековую ленту формируются из нескольких составляющих, самая большая статья — это себестоимость сырья, далее по убывающей — логистика, способы обработки валютных взаиморасчетов с иностранными производителями сырья, — добавил Максим Кузнецов. — В начале марта сложилась ситуация, когда по независящим от нас причинам все эти составляющие резко подорожали и наша компания, чтобы выполнить обязательства перед потребителями, была вынуждена повысить конечную стоимость продукции. Впрочем, ничего экстраординарного и здесь не произошло, так как цены в течение года могут изменяться как в большую, так и в меньшую сторону, что происходит уже сейчас, и начало апреля подтверждает тенденцию к снижению цен, как раз исходя из вышеперечисленных составляющих.
А вот чего, по мнению специалиста, действительно стоит опасаться, так это отказа от чековой ленты и перехода на электронный формат работы
— Отказ от использования чековой ленты выгоден только крупным торговым сетям, которые заботятся о своей выгоде, остальным это не сулит ничего, кроме проблем, — сказал представитель ООО «НБК-Трейд». — В первую очередь для рядовых потребителей — это, например, невозможность проверить на месте список купленных вещей, а при ошибке кассира по количеству, по схожему ассортименту с более высокой стоимостью или игнорирование акционного товара — невозможность вернуть или обменять товар. Добавлю, что в России определенный процент населения — люди пожилого возраста, для которых пользование современными гаджетами представляет некоторые трудности, и объяснить им, где искать чеки довольно проблематично и времязатратно для того же кассира. Во-вторых, отсутствие чековой ленты — повод к возможным финансовым махинациям. Когда товар продан, деньги получены, а где это отображено непонятно, что помешает вывести эти деньги «в черную»? В итоге страдают и сами торговые компании, а бюджет региона недополучает деньги в виде налогов на выплату зарплат в бюджетную сферу и на финансирование социальных программ.