На фоне ухода с рынка России модных иностранных брендов у жителей Волгограда вернулся интерес к пошиву собственной одежды и ремонту старых вещей. Об этом редакции V1.RU рассказали сотрудники ателье, продавцы тканей и простые волгоградцы, не представляющие и дня без рукоделия. О том, как кризис и санкции отразились на швейном бизнесе города-героя, что подорожало, а что исчезло с прилавков и почему горожане стали больше шить, читайте в нашем материале.
Напомним, практически весь март прошел под знаком ухода из Волгограда и России различных европейских брендов. Закрылись оба магазина одежды шведской торговой марки H&M. Вслед за шведами из торговых центров Волгограда пропали магазины Reebok и Adidas. А в первый день апреля стало известно об уходе представителей польской LPP Group, управляющей брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay.
Одними из первых, кто почувствовал на себе влияние кризиса и санкций, были сотрудники многочисленных ателье Волгограда. Именно к ним пошли горожане, ищущие замену закрывшимся магазинам. Но и у швейников есть проблемы, осложняющие и так непростую работу.
— Мы приостановили закупки расходных материалов, ждем, пока ситуация стабилизируется, — рассказали сотрудницы сети ателье «Золотые ручки». — Цены поднялись очень сильно, особенно на все товары из металла — в два и три раза. Это иглы, металлические молнии, застежки. Не закупаем и иностранные материалы, потому что есть хорошие запасы. Надеемся, что всё стабилизируется, хотя вряд ли цены вернутся к прежнему уровню. Свои цены мы подняли только на фурнитуру, потому что нам самим рано или поздно придется закупаться этой продукцией, но подняли несильно. Например, что-то стоило 100 рублей, а стало 150 рублей. В процентах это существенно, а на деле не так заметно. На наши услуги цены остались прежние. Ткани мы не используем, потому что в основном ремонтируем готовые изделия, которые люди приносят.
По словам сотрудников ателье, закрытие магазинов одежды заметно увеличило спрос на ремонт старой одежды. Впрочем, иногда люди возвращаются к старым вещам не только из-за нехватки новых.
— Раньше нам часто приносили новые вещи на доработку — подшить, укоротить, сделать чуть уже, — добавили работницы. — Сейчас стало меньше возможностей купить новую одежду, многие магазины закрылись, поэтому люди достают старые вещи и приносят нам на ремонт. Но дело не только в закрытых магазинах, одеться ведь можно и на рынках. Влияние оказывает еще и возвращение старой моды. Люди достают вещи, которые давно не носили, переделывают и носят снова.
В одном из старейших магазинов тканей Волгограда «Брависсимо» информацию о подорожании материалов подтвердили, но уточнили, что на стоимости для потребителей это пока не сказалось.
— Все товары в нашем магазине итальянские, но недостатка в продукции мы пока не испытываем, — рассказали представители торговой сети. — У нас большой ассортимент, большие склады и хорошие запасы. Пока какого-то серьезного кризиса не чувствуется. Цены пока не поднимаем, пришлось только отменить сезонные скидки. За 10 лет работы магазина такое впервые. С поставками перебоев нет. О том, планирует Италия продолжать сотрудничество или нет, у нас информации никакой нет. Весна сама по себе подразумевает обновление гардероба, у нас очень много ярких и красивых тканей, а в связи закрытием большого количества брендовых магазинов был небольшой ажиотаж. У людей стало меньше возможностей купить одежду, и они достали машинки и стали шить.
Стоит отметить, что среди волгоградцев немало тех, кому шитье и рукоделие было близко и до закрытия модных бутиков, а кризисные веяния они почувствовали еще до событий на Украине.
— Не то чтобы я была профессионалом в этой сфере, шитье и рукоделие — это для меня лишь хобби, но я знаю ряд магазинов, где можно приобретать такую продукцию, — рассказала жительница Краснооктябрьского района Дарья. — Профессионалы и работники ателье, которые занимаются пошивом на заказ, закупаются обычно в сетевых магазинах вроде «Зингер» или «Леонардо». Ткани же можно покупать в одном из старейших магазинов «Брависсимо». Многие заказывают в небольших интернет-магазинах. Основное изменение, которое я заметила, коснулось цен, всё везде подорожало, но сферу рукоделия еще до событий на Украине подкосило. Связано это было с тем, что в Россию почему-то с января этого года перестали завозить кристальные украшения австрийской компании Swarovski. Считается, что по качеству и цвету этой продукции равных нет. Их уход с рынка России — это большой удар и по сфере частного рукоделия, и по профессиональному пошиву, например костюмов для художественной гимнастики и много чего еще.
По мнению волгоградки, рост цен и уход иностранных брендов не так страшен, как, например, полная потеря источника дохода. А именно это произошло со многими частными мастерами после запрета в России социальной сети Instagram.
— Еще одно наблюдение касается запрещенной в России социальной сети Instagram. Многие люди, занимающиеся рукоделием, заказывали расходные материалы в небольших интернет-магазинах через эту соцсеть и сами продавали свои поделки таким же способом, — добавила Дарья. — Сейчас вся эта деятельность схлопнулась, ее нет. Кстати, многие из таких мастеров были зарегистрированы на Украине и в Белоруссии. Наверное, чем меньше в стране способов официально зарабатывать, тем сильнее развивался частный бизнес в Instagram.