
Техническое образование, по мнению ученого, обретает всё большую ценность
В извечном споре между физиками и лириками, похоже, побеждают первые. К такому выводу пришел доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Алексей Буров, проанализировав ситуацию на рынке труда в целом, но при этом добавил, что нужно соблюдать баланс между технической и творческой интеллигенцией. Мнение профессора — в авторской колонке.
Возникшие в развитии народного хозяйства страны в 30-е годы XX века диспропорции были квалифицированы большевиками как ножницы. Сейчас эти ножницы напоминает ситуация с кадровым обеспечением экономики страны. По данным Центробанка, по итогам 2024 года рекордные 73% российских предприятий столкнулись с острой нехваткой персонала, оцениваемой в 2,6 миллиона вакансий (рост на 17%). Фактически спрос на работников сравнялся с предложением: на одного занятого приходится одна открытая позиция.
Чем шире мы ставим задачи, тем больше нам нужно кадров. Страна движется по пути хронической нехватки квалифицированных кадров, что чревато долгосрочной экономической стагнацией, технологическим отставанием, усилением социального неравенства и ростом зависимости от импорта как товаров, так и рабочей силы низкой квалификации. Решить проблему можно за счет неуклонной работы по повышению квалификации и овладением смежными специальностями, а также повсеместным и неуклонным внедрением достижений научно-технического прогресса. Однако именно здесь обнаруживается, что предприятия оказываются слабо восприимчивыми ко всему новому и передовому. Российскому руководству предстоит сложнейший выбор. Ключ к решению данной проблемы лежит в глубоком реформировании всей системы высшего и среднего профессионального образования. Наша школа должна стать абсолютно политехнической. Ее гуманитаризацию придется отложить до лучших времен, хотя нет уверенности, что они настанут скоро. Во многих странах этот переход или уже состоялся, или для него готовятся крупные предпосылки.
В мире развернулось невиданная охота за специалистами и представителями научного сообщества, способными представить глубокие и прорывные научно-технические разработки, а также обеспечить их внедрение в короткие сроки. Однако и специалисты гуманитарного профиля ценятся не меньше, а порой даже и больше. Хорошо играющий футболист или тренер может иметь зарплату, несоизмеримую с оплатой труда ученого, сделавшего открытие, перевернувшее жизнь всего мирового социума. И никакие Нобелевские и иные премии не меняют ситуацию в принципе. Людям хочется зрелищ, и поострее. В то же время отказ от гуманитаризации образования чреват тяжелейшими последствиями, связанными с отказом от представлений о бесценности человеческой жизни. Не случайно всё чаще происходят события трагического характера, особенно в молодежной и подростковой среде. В этой связи человечеству предстоит непростой выбор, по какому пути идти, и выбирать, похоже, придется не откладывая, поскольку время — ресурс очень ограниченный.

Депутат Волгоградской областной Думы V, VI созывов, заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор РЭУ имени Плеханова, секретарь Сталинградского Обкома КПРФ
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!