
Сложно представить современный мир без терминалов безналичной оплаты
Если верить статистике, то всего около 17% жителей Волгограда, то есть около 172 000 человек, уже прекратили в повседневной жизни пользоваться наличными деньгами. Подавляющее большинство предпочитает пользоваться наличными деньгами, и их число только растет. Почему мы всегда оставляем «автограф» при электронной оплате и можно ли научить пожилых людей пользоваться цифровым рублем, обо всём этом рассказал доктор экономических наук и автор телеграм-канала «Ваш карман & тренды рынка» Игорь Бельских.
«Безналичная оплата побеждает теневую экономику»
По данным исследования сервиса SuperJob, всего 17% волгоградцев обходятся без наличных средств в кармане, а те, у кого они есть, в среднем носят с собой около 3000 рублей. Для сравнения: соответствующие показатели в Москве — 27% и 3800 рублей, а в Ростове-на-Дону — 18% и 4500 рублей. При этом по всей России наблюдается разное отношение к наличным деньгам в зависимости от возраста. Больше наличных денег имеют при себе люди старше 45 лет, чем молодежь, и мужчины, а не женщины.
О наличии зависимости между выбором наличных и безналичных денег и образованием заявил профессор Игорь Бельских. Он считает, что это вдобавок напрямую связано с теневым сектором экономики.
— Люди без высшего образования больше верят наличным деньгам, а люди с высшим верят в безнал, в цифровые деньги, — говорит Игорь Бельских. — Тут может быть такая взаимосвязь: люди без высшего образования, как правило, больше сотрудничают в теневом секторе и получают за свою работу наличные деньги. Строители делают ремонт в квартире — они же вообще не зашевелятся, пока четко не поймут, сколько им заплатят, а если заплатят, то только наличкой. Остальное они вообще не признают. Сфера строительных услуг — одно из тех направлений, которые сегодня часто работают в теневом секторе.
Переход на безналичную форму оплаты — признак прогресса, считает экономист. В электронном формате легко отследить выплату налогов, а также мошеннические и коррупционные махинации.
— У нас в стране 86% людей платят электронными деньгами, то есть мы одна из ведущих стран мира, где безналичная форма оплаты победила, — отмечает Игорь Бельских. — Это прогрессивно, хорошо и здорово. В свое время я был в Швеции, приходил в какой-нибудь музей или магазин, а там все покупки только по безналичной оплате. Даже наличной кроны нигде нет. Современный безналичный расчет — это та форма оплаты, которая побеждает теневую экономику, снижает коррупционные сделки, делает всё прозрачным, повышает собираемость налогов. Наличная форма устаревает.
«Пожилое поколение привычки не меняет»
Помимо высшего образования, влияние на отношение к деньгам оказывают и другие демографические признаки. Например, наличным деньгам больше доверяют мужчины.
— Гендерный аспект тоже играет роль. Женщины, как правило, имеют меньше наличных денег в кармане и, если верить исследованиям, лучше воспринимают безналичную форму оплаты. Мужчины же зачастую хотят, чтобы у них всегда были какие-то наличные деньги, — считает Игорь Бельских.

Мужчины больше верят звону монет, чем уведомлению из приложения банка
Конечно же, самая большая разница в отношении к электронным деньгам наблюдается у людей разных поколений. Недавние новости о внедрении цифрового рубля в пенсионные выплаты всколыхнули всех волгоградцев. Как отмечает Игорь Бельских, для людей старшего возраста любая безналичная оплата — это пытка.
— Старшее поколение — это люди, которые всю жизнь жили в формате наличной оплаты. Сейчас для них любая карточка, любой безналичный платеж — это мучение. У меня личный пример есть. Коммунальные услуги дешевле оплачивать по безналу. Ко мне родственники приходят, я им всё объясняю. Много времени трачу, а они слушать ничего не хотят. В итоге я все онлайн-операции провожу за них. Они не понимают. А людям даже 70 нет, казалось бы, достаточно молодые пенсионеры. Но в этом плане они говорят: «Лучше бы была наличка и не было этих процентных платежей со стороны банков».
Игорь Бельских считает, что людям старшего поколения сложнее привыкнуть к интернетизации.
— Пожилое поколение более консервативно, очень последовательно и, как правило, свои привычки не меняет. Большинство людей в принципе не способны себе изменить. Мы доживаем до определенного возраста, и потом у нас в какой-то степени отключаются когнитивные способности, — рассказывает Игорь Бельских. — Примерно до сорока лет мы складываем определенные паттерны поведения и в этих параметрах живем. Очень немногие подходят ко всему творчески. Я помню, как еще во времена работы в педагогическом университете нам только выдали карточки и показывали, куда и что нажимать в банкомате… Первые годы я с карты только зарплату снимал. Так что я людей понимаю.

Объяснить пожилым людям, как пользоваться электронными деньгами, может быть непосильной задачей
«Нас везде преследуют электронные следы»
Однако при всех преимуществах безналичной оплаты у бумажных денег есть один спорный нюанс, который для кого-то может стать плюсом, а кому-то подпортит жизнь: наличные траты отследить гораздо сложнее.
— Если это наличные деньги, то это мои деньги, никто их не отнимет. И самое главное: я могу эту кучку монет или бумаг взять и пойти с ними в любую точку, — объясняет Игорь Бельских. — Меня никто не остановит, никто не узнает, где я их потрачу. А безналичная оплата — это всё равно что везде ставить автограф. Пошел какой-нибудь пенсионер выпить-закусить, картой расплатился, а там всё написано будет, и его жена-старушка скажет: «Ах ты, такой-сякой». Или же он наличкой оплатит, никто ничего не узнает: и он, и жена — все счастливы. Нас везде преследуют электронные следы. С точки зрения правового нормативного поведения мы должны быть законопослушными. Но по таким нормам мы не можем оценивать поступки, когда, например, диабетик пошел в кафе и съел там тортик или отец семейства ушел в загул, хотя детям нужны деньги. Обычно девушки, матери, бабушки своих мужчин в этом вопросе контролируют. В России у нас вообще зачастую женская власть и материальный контроль над кошельками, зарплатами, карманами.
По мнению Игоря Бельских, будущее в любом случае за безналичными расчетами. Недавно эксперт также рассуждал о том, почему маркетплейсы обгоняют офлайн-магазины, по его мнению, это тоже показатель прогресса. При этом нежелание людей уходить из офлайн-формата в интернет и отказываться от наличных денег в пользу электронных эксперт связывает с инерцией и привычками.
— Офлайн уйдет, онлайн останется. Но на самом деле прогресс так быстро не происходит. Всё будет идти гармонично, поэтапно. Есть такое слово, которое людям не очень нравится, — инерция, — говорит Игорь Бельских. — Мы привыкаем жить в какой-то квартире, состоять в каких-то отношениях. Но жизнь меняется, чувства умирают, а мы остаемся теми же по инерции. Она характерна не только для человеческих отношений, но и для рынков, для экономики. Понятно, что онлайн прогрессивен, но он всё равно зачастую идет рука об руку с офлайном. У офлайн-магазинов есть доставка через онлайн, приложения. Но если бизнес изначально онлайн, то он никогда не станет офлайн, потому что это другая техника.
На фоне массовых перебоев в работе интернета развитие безналичной оплаты может быть осложнено. Игорь Бельских считает, что эта проблема в скором времени может быть решена.
— Когда интернет не работает, без наличных денег даже хлеб не купишь. Я в магазин приходил и удивлялся, — говорит профессор. — Есть маленькие магазинчики, какие-то киосочки — они вообще без интернета не работают, только по онлайн-технологиям. Но сейчас, если так посмотреть, везде стараются стационарный интернет провести, и в итоге это приведет к тому, что зависимость от отключений интернета будет снижаться.
Больше контента — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, там интересно!





