V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

9 м/c,

с-з.

757мм 43%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Образование Волгоградка стала Учителем Года-2019 подробности Дети перестали ощущать заботу Родины: волгоградка на конкурсе «Учитель года» — о воспитании в школе

Дети перестали ощущать заботу Родины: волгоградка на конкурсе «Учитель года» — о воспитании в школе

Лариса Арачашвили подняла проблему, о которой почти не говорят

4 октября в Кремле назовут победителя конкурса 

В Грозном 3 октября прошли финальные для призеров конкурса «Учитель года России» испытания. Участники выступили с публичными лекциями перед аудиторией. Волгоградка Лариса Арачашвили, преподаватель русского языка и литературы, подняла больную тему воспитания детей в современной школе. По мнению волгоградского учителя, сами педагоги стали меньше уделять внимания работе с детьми, не касающейся изучения предметов.

Лекция Ларисы Арачашвили носила название «Воспитание — это просто». Молодая учитель на несколько минут увлекла внимание публики яркими примерами из прошлого и тем, как обстоятельства в современном обществе влияют на воспитание детей. По мнению педагога, грешат не только учителя.

— Воспитание — это просто. Как много и как мало мы о нем знаем? До конца 17 — начала 18 века глагол «воспитать» означал только физические значения «вскормить», «взрастить». Только в 18 веке, с изменением основ русской культуры, глагол «воспитать» приобретает переносное значение — «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь». Мы начали нянчить детей, но ребенка невозможно воспитать, ограждая от всего, лишая его права нести ответственность за собственные поступки. Воспитание возможно только в том случае, если мы возьмем ребенка за руку, поведем его за собой, четко понимая, куда, как и зачем мы его ведем.

Выступление Ларисы Арачашвили с 1:57:50 по 2:05:00


Далее Лариса Арачашвили перешла к системе воспитания детей в Советском Союзе.

— Мы говорим об успешной системе воспитания в Советском Союзе, но увы: лихие 90-е с их рэкетом, разборками, малиновыми пиджаками подарили нам тоже воспитанники советской школы. Именно эти бывшие пионеры и комсомольцы. Мы как всегда обвиним по привычке загнивающий Запад, правительство, но будем упорно отворачиваться от факта. Это ошибка воспитания. Вопрос в том, где и почему она была допущена?

Воспитание обычно строится на трех известных китах, говорит Лариса: наказании, поощрении и на личном примере.

— В воспоминаниях Юрия Соломина есть такая история. «Зима, война. Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав, кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай все на тех же травах и каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведенного сахарина. Личного. Открывалась дверь, и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. Мы их ели, прихлебывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории». Это называлось воспитание. Это называлось забота.

Лихие 90-е с их рэкетом, разборками, малиновыми пиджаками подарили нам тоже воспитанники советской школы. Именно эти бывшие пионеры и комсомольцы

Забота о следующем поколении — с этого, уверена Лариса Арачашвили, начинается воспитание любви к Родине, когда ты чувствуешь заботу Родины о себе.

— Так когда что-то сломалось, что дети перестали чувствовать заботу Родины на себе? И разрушили очень многое, что было кропотливо создано теми, кто поднимал страну из руин после Великой Отечественной войны? Именно война дала нам поколение, которое не на словах умело любить Родину. Но время менялось, жизнь налаживалась, лозунги оставались теми же, но за ними уже не было той непоколебимой веры. Дальше хуже.

90-е годы, по мнению учителя, по своим последствиям будут сопоставимы только с последствиями революции 1917 года, которая отбросила Россию по многим показателям на десятилетия назад.

— Да, в 90-е было голодно, многие учителя уходили из профессии, но хочется процитировать Елену Исааковну Вигдорову: «Когда учитель живет только своей униженностью, как это было в 90-е в массовых школах, это говорит лишь о его собственной убогости. Что государство не слишком заботилось о школе, это правда. Это в те годы было, но компенсировалось полной свободой. Просто воспользоваться ей могли не все. Эта свобода была нужна только учителям сильным, работающим в команде». Выходит, мы возвращаемся к личности учителя, который является ключевой фигурой в воспитании. Учитель — организатор образовательных событий, которые должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, стимулировать внутренний диалог и переживания, рефлексию и в конечном итоге создавать условия для присвоения ребенку ценностей. Педагог должен понимать содержание современного воспитания и владеть его методами. Педагог должен постоянно развиваться в этой сфере.

Когда что-то сломалось, что дети перестали чувствовать заботу Родины на себе?

Отбросив все «должен», Лариса Арачашвили на конкретных примерах показала готовность современных учителей вкладывать силы в воспитание школьников.

— Немного статистики. В нашей стране, по данным Росстата, в образовательных организациях общего образования работает более одного миллиона двухсот сорока тысяч учителей. Как узнать количество педагогов, которые интересуются проблемами воспитания? По запросу в «Яндексе» количество обращений с ключевым словом «воспитание» за последний месяц были получены неожиданные результаты. Только 13 тысяч человек использовали это слово в своих запросах. Это катастрофически мало. Возможно, эта статистика не очень убедительна: не у всех педагогов есть интернет, не все пользуются «Яндексом», кто-то до сих пор предпочитает печатную продукцию. Более значимой информацией выступает следующая. Что именно искали со словом «воспитание»? «Программа», «цели», «направления воспитания», «национальное воспитание». Все это поиск ответа на вопрос: «Что я как педагог должен делать?». А где же вопрос: «Как я буду это делать?». Где методы, приемы, технологии воспитания? Еще одна информация к размышлению: запрос «методы обучения» — более 115 тысяч обращений в поисковой системе, запрос «методы воспитания» — всего 39 тысяч обращений.

Есть вопрос: «Что я как педагог должен делать?» А где же вопрос: «Как я буду это делать?»

Затронула Лариса Арачашвили и роль общества в воспитании подрастающих россиян. Как показательный пример привела публикацию на одном из волгоградских интернет-ресурсов с заголовком «Заинтересованные лица на выставке маршала Малиновского попали в объектив фотографа» (на главном фото один из кадетов зевает. — Прим. ред.).

— Так была названа статья в одном из волгоградских СМИ под фотографией, где дети зевают. И страшно не то, что детям не интересно, страшен цинизм, позволяющий журналисту писать так и смеяться над тем, о чем стоило бы задуматься. Страшно, что эта статья не уникальный пример подобного поведения, а типичный. Это та цена, которую мы платим за возможность пользоваться всемирной паутиной.

В заключении волгоградка упомянула о том, что сейчас в России постепенно возвращаются к вопросу воспитания учеников, однако ключевой остается личная заинтересованность учителя.

— Выбор всегда остается за учителем. Решить, что воспитание — это просто, или задуматься о том, так ли это просто?

В пятницу, 4 октября, в Кремле назовут победителя конкурса «Учитель года России». Лариса Арачашвили из Волгограда вошла в число пяти призеров конкурса. Начало церемонии награждения — в 17:00 по волгоградскому времени.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем