За последние годы в Волгограде и Волгоградской области кризисы 2000–2010 годов не пережили около 20 школьных оздоровительных лагерей. Корреспондент V1.RU побывал в одном из некогда элитных школьных лагерей («Колос»), расположившемся на живописном берегу Хопра среди вековых елей и сосен.
Детский оздоровительный лагерь «Колос» долгое время официально числился филиалом агропромышленного комплекса «Волгоградагроздравница», хотя был основан ещё в советские годы. Он находится в 1,5 километра от станицы Тепикинская в Урюпинском районе. От Волгограда ехать до спрятавшегося в лесу «Колоса» около 360 километров.
Тем не менее детский лагерь считался элитным. Тысячи мальчишек и девчонок мечтали попасть на нетронутый городской суетой берег Хопра, где и сейчас можно встретить непугливых лосей, аистов, кабанов, сусликов и лис. Фишкой «Колоса» было его соседство с огромным песчаным крутым берегом в 100 метрах.
Родители хотели отправить своих чад в «Колос», поскольку в регионе очень мало таких прекрасных мест для отдыха, ведь лагерь стоит среди 30–40 метровых сосен, чей целительный воздух манит до сих пор посетителей соседних турбаз из всех уголков нашей необъятной Родины.
Работал лагерь в четыре смены по 21 день каждая. В «Колосе» единовременно принимали до 105 волгоградских детишек. Путёвки продавались школьникам различных возрастов. Брали даже шестилетних малышей. Сохранившиеся таблички на больших спальных кирпичных корпусах несут не только цифры с их очередностью, но и названия и номера отрядов, в них проживающих.
Открытая летняя эстрада, больше похожая на амфитеатр, сохранила на себе след от последней отдыхавшей смены — 2013 год.
Путёвка в лагерь к 2014 году стоила 13 100 рублей, что не отпугивало волгоградцев со всей области, желающих подарить своим детям не только активный, но и здоровый отдых. Для того времени стоимость была впечатляющей. Например, в летнюю смену волгоградского «Орлёнка» цена пребывания в 2020 году составляет около 18 000 рублей.
«Убили» тепикинский «Колос» оптимизация и финансовый кризис. Лагерь пал под ноу-хау областного оздоровления и модернизации, отсутствие финансирования и другие сопутствующие причины.
С 2013 года в Волгоградской области вместо 50 летних оздоровительных лагерей осталось 33. В этом году на одну летнюю смену смогли открыться из-за коронавируса только 19.
Но «Колос» за жизнь при COVID-19 уже не боролся. На стенах кирпичных домов сохранились списки дежурных в лагере в смену 2014 года. Все графы остались открытыми и незаполненными. Дети просто не приехали...
Закрытый детский лагерь не похож на другие заброшки. Хотя через него ходят купаться гости соседних турбаз, он сохранился в хорошем, если не сказать отличном, состоянии. Внутри корпусов вынесли мебель, но не тронули обои, полы, окна и потолки.
Лишь некоторые стёкла окон разбиты, и при посещении «Колоса» вначале казалось, что прогулку остановит притаившийся в одном из сооружений охранник, который и следит за порядком. Но никакой охраны нет, а практически не тронутый мародёрством «Колос» — есть.
На величественных елях когда-то развлекалась ребятня в домиках на деревьях. Сейчас деревянные короба лежат на земле, но приставленные к елям лестницы указывают места, где они находились.
Как избушка на курьих ножках смотрится беседка-читальня, где школьники открывали для себя Александра Пушкина, Фёдора Достоевского и Льва Толстого, грызя под присмотром вожатых список летней литературы.
Антуражно выглядит деревянная столовая, больше похожая на ангар, построенный в 1930-х годах для временной жизни строителей коммунизма. И только выцветшая табличка указывает на истинное предназначение здания.
В советское время строили совсем иные спортивные площадки, чем сейчас. Вряд ли кто-то из современной малышни сможет осилить «лесенку», что в прошлом столетии считалось показателем обычной ловкости и силы.
Удивляет в лагере тишина. Казалось бы, совсем недавно здесь всё жило под радостные крики детворы, а сейчас увядает под пение хвои, колыхающейся на ветру. Ещё одна необычность — здесь никогда не бывает жары. Если выйти с территории «Колоса», то при +35 °С изнываешь от летнего зноя, но ели закрывают лагерь от солнца и сохраняют прохладу.
На въезде в «Колос» стоит символ лагеря — «Серп и молот», за воротами — большое административное здание с актовым залом и, похоже, ещё одной столовой, о чём свидетельствует наличие умывальников, рукомойников и санузлов.
В маленьких тесных комнатушках пол завален различной бухгалтерской, финансовой документацией, в том числе, с данными ожидаемых гостей. Но приехать им было не суждено. Тут же смотрят на тебя листовки с рекламой «Колоса».
В центре актового зала стоит разломанный игральный автомат. Сейчас за такого «однорукого бандита» можно получить уголовный срок, а в 2000-е электронные аппараты были ноу-хау своего времени.
Словно показывая связь, как и разрыв поколений, неподалёку от здания перед открытым колодцем красуется старенький полуразбитый телевизор. Видно, что кто-то хотел найти ему внутри ямы последнее пристанище, но в последний момент пожалел. Остальное сделало время и любители радиотехники, вытащившие из него всю внутрянку.
Примерно столько же, сколько и корпусов, где жили дети, стоит вагончиков из 1990-х, которые приспосабливали под магазины, а сейчас под теплушки рабочих на стройках. В «Колосе» их использовали под игровые комнаты и склады спортивного инвентаря. Они также практически не тронуты временем и людьми.
В интернете о бывшем детском лагере информации практически не найти. На сайте поселковой администрации можно обнаружить только два упоминания по запросу «Колос».
— Тяжелым испытанием для всех жителей стала Великая Отечественная война. Более 500 жителей ушли на фронт, остались старики, женщины и дети. Работали от зари до зари, подростки и женщины садились за руль тракторов, до снега собирали колосья в поле, многих женщин отправляли под Сталинград рыть окопы, — указано в истории станицы Тепикинской. — А сейчас в сосновом бору на берегу реки Хопер уютно расположились базы отдыха и детский оздоровительный лагерь «Колос» Волгоградского областного лечебно-оздоровительного учреждения «Волгоградоблздравница».
Современный «Колос», в отличие от колосков военных лет, никто собирать не спешит. Но в лагере царит атмосфера детства, несмотря на отсутствие школьников, а вековые ели хранят тайны вечёрок, первых свиданий и влюблённостей.